Самодельные физические приборы для школы. Экстратоки
Ощутить экстраток можно в тем случае, если хорошо начищенные медные трубки А и В подсоединить к звонку, а трубки взять в руки. Звонок надо брать не с очень сильным электромагнитом и подключать его к источнику тока, имеющему напряжение в 3—4 вольта. Если удары экстратока получаются очень сильные, надо уменьшить напряжение источника тока или понизить частоту колебаний ударника звонка.
За контакты А и В могут взяться два человека и подать друг другу руки. Удары экстратока в этом случае будут ощущаться значительно слабее.
Нужно следить за тем, чтобы при проведении опыта каждый, кто берется за контакты А и В, предварительно насухо вытирал руки.
Легко и просто проходит демонстрация явления самоиндукции, если собрать цепь. Лампочки на напряжение в 3,5 вольта и силу тока в 0,28 ампера, М — дроссель низкой частоты, собранный из катушки на 220 вольт от универсального трансформатора, надетой на трансформаторную раму; дросселем может служить разобранный школьный трансформатор с катушкой на 120 или 220 вольт.
При помощи первого реостата следует уравнять сопротивление обеих ветвей цепи, а вторым реостатом — отрегулировать накал ламп, чтобы он был не очень ярким. После этого вынуть железный сердечник из катушки и проделать следующие опыты:
а) Цепь замыкается. Различие во времени загорания лампочек уловить очень трудно, так как самоиндукция катушки без железного сердечника очень невелика.
б) Катушку надо надеть на железную раму. При замыкании электрической цепи первая лампочка загорается значительно позже второй, так как дроссель низкой частоты имеет большую самоиндукцию. Можно так быстро замыкать цепь, что будет загораться только вторая лампочка.
в) Для демонстрации явления самоиндукции достаточно, нё размыкая электрическую цепь, разъединить резким движением раму трансформатора, и первая лампочка ярко вспыхивает, что свидетельствует о большой величине ЭДС самоиндукции, появляющейся ввиду изменения напряженности магнитного поля. При «замыкании» рамы трансформатора накал нити первой лампы тускнеет..
Для удобства проведения последнего опыта лучше брать П-образную трансформаторную раму и сверху ее «замыкать» половиной рамы от разборного школьного трансформатора.
г) Если в электрическую цепь на рис. ИЗ вместо источника постоянного тока включить через трансформатор переменный ток напряжением в 4 вольт, то нить первой лампочки совсем не накалится, в то время как вторая лампочка будет хорошо светиться. Если же вынуть железный сердечник из катушки, то нить первой лампочки начнет накаливаться. Приборы для демонстрации вихревых токов