Сочинение по тексту:
А.П. Чехову при жизни досталось наибольшее число нареканий критиков в том, что его произведения неглубокие, обывательские, бесперспективные. Однако время показало совсем другое: при кажущейся простоте чеховские произведения затрагивают самые глубинные стороны нашей жизни. Наверное, К. Станиславский это заметил одним из первых. Именно об этом он говорит в статье, фрагмент которой представлен выше. Известный театральный деятель поднимает проблему правильного отношения читателей к творчеству А.П. Чехова. Он говорит о том, что нельзя обвинять драматурга в «обыдёнщине», нужно домысливать, сопереживать, как это делают актёры на сцене в чеховских спектаклях, тогда откроется большой мир чеховской мечты.
Считаю, что мы просто обязаны прислушаться к мнению К. Станиславского, ведь кому, как не ему, известны все тонкости драматического искусства, а тем более — чеховского.
В основанном им Московском художественном театре были поставлены чеховские пьесы «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», а свободолюбивая птица, изображённая на занавесе сцены, стала визитной карточкой МХТ. Но вернёмся к Чехову. В комедии «Вишнёвый сад» на первый взгляд нет ничего комедийного: Раневская из-за долгов потеряла имение, её дети Варя и Аня остались без крова, вишнёвый сад вырубил и распродал на участки дачникам новоиспечённый делец Лопахин, отец которого был крепостным в этом же имении. Но Чехов упорно называет это произведение комедией, подчёркивая тем самым, что каждый из его героев «ломает комедию» перед другим: Лопахин перед Раневской, Раневская перед дочерьми, Трофимов перед Аней. И в этой ломке действительно гибнет Россия с её секретами сушёной вишни, фанатичной преданностью Фирса, неприспособленностью Гаева. Чехов тоскует вместе с героями об уходящем, болезненно переживает настоящее и искренне верит в то, что будущее будет светло и прекрасно. И мы ему в этом верим.
В другой пьесе А.П. Чехова «Три сестры» тоже как бы два мира: поверхностный — бытовой и глубинный — внутренний. В обычном городе уже двести лет люди «едят, пьют, спят...», иногда от : скуки развлекают себя сплетнями. Но сёстры Прозоровы — Ольга, Маша и Ирина — захотели разорвать этот вечный круговорот скуки в природе. Для этого им непременно надо было уехать в Москву. И что же? Оказалось, что они не свободные птицы, а такие же скучные люди, которые их окружали. Мещанство и пошлость были близки и им. А.П. Чехов в пьесе изобразил не просто трёх сестёр, это мы все: хотим быть особенными, не похожими на других, но упорства в достижении цели нам недостаёт, в собственные силы не верим, полагаемся на волю случая... В итоге гибнут не только лучшие побуждения, но и ум, талант.
Пьесы А.П. Чехова называют психологическими, и это действительно так. В них так глубоко рассмотрена психология человеческой души, что книги писателя смело можно назвать пособием по психологии. Конечно, до них надо дорасти, и это объясняет тот факт, что Чехов — любимый писатель именно взрослых читателей. Но я не против того, чтобы моё взросление начиналось с А.П. Чехова.
Текст К.С. Станиславского:
(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но... ничего особенного, ничего ошеломляющего. (3)Всё как надо. (4)Знакомо... правдиво... не ново».
(5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах.
(9)Роли? (10)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актёр на амплуа хороших ролей (есть и такой). (11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены.
(13)Но странно: чем больше даёшь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец о всём произведении. (15)Ещё и ещё перечитываешь его — и чувствуешь внутри глубокие залежи.
(16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мной раньше замечены.
(17)Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыдёнщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.
(19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20)Всё это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения.
(По К.С. Станиславскому)