Тема: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.». (Екатерина II) |
Смысл фразы |
Преступление - общественное явление, в силу своей опасности и разрушительности пользующееся особым вниманием. Так и Екатерина || затрагивая в своём высказывании проблему превалирования превентивных мер над карательными в отношении преступлений, рассуждает о том, что важнее предупредить преступление, создать благоприятную обстановку, не располагавшую к его совершению или отвращающую от этого, чем осуществить наказание в отношении преступника, уже нанёсшего вред. |
Теоретическая часть |
Чтобы доказать данную мысль, обратимся к теоретическим положения, доказывающим, что предупредить поступление важнее, чем наказать преступника. Во-первых, необходимо рассмотреть понятие поступления. Преступление - общественно опасное, виновное и противоправное деяние, действие или бездействие, которое влечёт на собой несение юридической ответственности уголовного толка. Из определения уже следует, что поступление как одна из форм делинквентного поведения представляет собой общественную опасность, наступление которой очевидно желательно не допустить вообще, нежели ликвидировать негативные последствия и осуществить правосудие. Доказывает это и структура состава преступления, выключающая в себя объект, субъект, объективную и субъективную сторону. Так, понятие преступления многогранно, и соответсвенно поле распространения его губительного влияние тоже велико. Наличие объекта говорит о наличии пострадавшего лица, имущества, а субъекта и субъективной стороны - о наличии преступника, в той или мной мере тоже ощущающего тяжесть поступления, проявлявшуюся в таких компонентах субъективной стороны как мотив и вина. Также важно и рассмотреть такую теоретическую составляющую, как функции уголовной ответственности, налагаемой за совершение преступления: воспитательная, карательна, превентивная, правовостановительная. Одной из важных функций является превентивная , то есть предупреждение преступлений . Данная функция является ключевой в системе уголовного права так как позволяет взять под контроль главный объект ее работы - преступление. Именно превентивная функция позволяет ликвидировать зарождающееся преступление. Есть несколько способов реализации этой функции - просветительская и воспитательная работа с населением, тщательный мониторинг и анализ преступной среды. Так, данные теоретические положения доказываются, что преступление действительно важнее заранее выявить и не допустить, ибо карательные меры служат исключительно способом наказания конкретного человека, не гарантирующего осознания им вины, а карательные и правовостановительные меры (исправительные и обязательные работы, штраф , лишение свободы, специального права) не ликвидируют негативные последствия полностью. |
Фактический аргумент №1 |
Чтобы доказать данную мысль, обратимся к примерам из СМИ и истории. Так, исторический процесс представляет собой кладезь примеров, иллюстрирующих, что карательная функция менее продуктивна в сравнении с превентивной. Например, на Нюрнбергским процессе большинство осуждённых вели себя вызывающе, не понимали своей вины и даже готовы были понести наказания, считая себя мучениками. Наказание для них было бессмысленным, их непонимание же обесценивало роль наказания и в умах других людей. Однако ещё в начале Второй Мировой войны была возможность предупредить совершения множества международных преступлений, совершенных немецкой стороны. Агрессивная политика Гитлера, проявившаяся в аншлюсе Австрии, могла быть подавлена. Однако этого не случилось по ряду политическим причин. И поступления были совершены и последствия их ужасают человечество до сих пор. Данный пример иллюстрирует, что предупредить поступление - значит спасти тысячи людей, огородив их от опасности изначально, наказание же - односторонний процесс, который даже не всегда носит воспитательный характер для преступников. |
Фактический аргумент №2 |
В СМИ также есть пример, утверждающий данную мысль. Так, в газете «Ведомости» была опубликована статья молодого криминального психолога, который столкнулся с необычным случаем. Как выяснилось, его клиентка оказалась потенциальной преступницей. Много лет она замышлял ограбление богатого соседа, так как устала жить в бедности. Однако государственная просветительская программа, занимающаяся образованием населения в области политики и права, изменила образ ее мыслей. Так, прослушав по настоянию начальника на работе, курс данной программы, она, планировавшаяся исключительно просидеть на лекциях, осознала всю неправомерность своего замысла и отказалась от него. Данный пример из СМИ иллюстрирует ценность превентивной функции - преступление было косвенно предупреждено и никаких разрушительных последствий не произошло. |
Заключение |
Таким образом, преступность как общественно опасное явление, разрушающее порядок, колеблющее безопасность общества и искажающее его функционирование, по возможности должно быть ликвидировано до наступления негативных последствий, заранее выявлено и искоренено. |
29.1 | 1 | Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. |
29.2 | 2 | В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения. |
29.3 | 1 | В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод. |
29.4 | 2 | Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом |
Итого | 6 | Прекрасная работа! |
Источник: ОК ЕГЭ