Итоговое сочинение по направлению: дружба и вражда
«Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, наше сокровище».
Ветхий Завет
Дружба. Ещё совсем недавно я считала, что её вполне можно измерить количеством друзей в социальных сетях, «лайками» под фотографиями или количеством личных сообщений. Мне был важен общественный статус тех, кого я называла друзьями и подругами, их внешний вид, круг знакомств и то, насколько они могут быть полезны. Читая произведения отечественных классиков и узнавая истории Онегина и Ленского, Печорина и Максима Максимовича, Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова, я начинаю понимать, что истинная дружба далека от внешних проявлений. Это прежде всего доверие и бескорыстие, общность мыслей и жизненных взглядов, свобода, как говорил когда-то Цицерон, «от притворства и поддакивания» и, конечно, способность жертвовать своими интересами, спокойствием, карьерой, а иногда жизнью ради товарища.
Попробую доказать свою точку зрения, обратившись к произведению, которое до сих пор даёт ответы на все жизненные вопросы, - «Войне и миру» Л.Н.Толстого. Читая роман-эпопею, мы узнаем об отношениях главных героев - Пьера Безухова и Андрея Болконского. Автор упоминает, что герои связаны с детства, но времени проводят они вместе немного, нет у них совместных дел, да и сюжетно они связаны слабее других. Можно ли назвать их взаимоотношения дружбой? Я в этом не сомневаюсь. Л.Н.Толстой не раз обращает внимание читателя на то, что Болонский и Безухов абсолютно не похожи! Это бросается в глаза уже при первой встрече с ними. Если утончённый аристократ уважаем, принят и обласкан в свете, его вниманием стараются завладеть, к словам его прислушиваются, то незаконный сын графа Безухова, напротив, кажется чуждым завсегдатаям гостиной Анны Павловны Шерер, слишком открытым, имеющим на всё свою точку зрения, и в то же время излишне простодушным, искренним. Интересно, что столь разные на первый взгляд герои очень дороги друг другу. Андрей не скрывает своего отношения к незаконнорожденному сыну графа Безухова: Пьер нравится ему своей наивной горячностью, нравственной чистотой. Как говорит Болконский, «Пьер один живой человек». Дружеское участие не позволяет молодому князю молчать, видя, как Пьер прожигает жизнь в кутежах, бесчинствах с Анатолем Курагиным и его компанией. Именно поэтому Болконский упрекает Безухова в том, что тот не может уже 3 месяца определиться с выбором карьеры, и берет с Пьера «честное слово» не ездить к Анатолю Курагину и отказаться от бессмысленного образ жизни.
Восхищение умом, опытностью, порядочностью Болконского, восприятие его как старшего товарища (интересно: с детства Андрей обращается к Пьеру на «ты», а Пьер к нему – на «вы») не мешает Безухову чувствовать состояние друга, переживать за него. После двухлетней разлуки, горя нетерпением рассказать о своих начинаниях, Пьер тем не менее сразу замечает и нахмуренное и постаревшее лицо князя Андрея, и то, что «слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый», и что князь Андрей только хотел показаться радостным и веселым. «Не чувствовал теперь ничего общего», разговаривали, «как люди мало близкие друг к другу», «как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия» в диалоге – можно себе представить, как больно было Пьеру видеть подобную реакцию на своё безудержное желание рассказать о том, что он «совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге»! И тем не менее всё своё внимание он уделяет другу и искренне радуется, чувствуя малейшее изменение в настроении Андрея, его оживление. Да, Пьер не сумел до конца убедить Андрея в том, что «надо жить, надо любить, надо верить», но само живое участие друга, его желание видеть прежнего, сильного, «первенствующего» князя, беззаветная преданность Безухова и готовность быть рядом возвращает Болконского к жизни. «Лучистый, детский, нежный взгляд» князя Андрея и «что-то давно заснувшее, что-то лучшее», вдруг «радостно и молодо» проснувшееся в его душе – это отклик Болконского на чуткое дружеское участие Пьера Безухова.
Салон Анны Павловны Шерер, первый взрослый бал Наташи Ростовой в Петербурге, разговор на пароме, встреча под деревней Бородино. Конечно, здесь перечислены далеко не все сцены с участием князя Болконского и графа Безухова, но героев сближает не совместное времяпрепровождение, а их постоянная неудовлетворённость собой, поиск смысла жизни, жажда истины, справедливости и безграничное доверие, глубокая привязанность друг к другу. Интересно, что взаимоотношения героев раскрываются в первую очередь в их диалогах-спорах, диалогах-«согласиях» – эта композиционная единица позволяет автору передать глубину мыслей героев, их уровень взаимопонимания, интереса друг к другу.
Произведение, которое до сих пор даёт ответы на все жизненные вопросы… Сегодня роман помог мне объяснить слова Ветхого Завета: «Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище» и понять, какими были дружеские взаимоотношения в эпоху И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского Л.Н.Толстого. Какова дружба сегодня и основана ли она на бескорыстии, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях? Ответ на этот вопрос предстоит каждому из нас найти в своём ближайшем окружении… Надеюсь, вам повезло.