Как анализировать художественное произведение?
Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции вам необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.
Общая характеристика эпического произведения предполагает ответы на ряд вопросов.
План анализа Эпического Произведения:
1. Какова история создания произведения?
2. Как связано произведение с исторической эпохой?
3. Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
4. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения?
5. К какому жанру принадлежит произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ и т.д.)
6. В чём смысл названия произведения?
7. Есть ли эпиграфы, каков их смысл?
8. От чьёго лица ведётся повествование? Почему?
9. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?)произведения?
10. Какие проблемы автор поднимает в произведении?
11. В чём особенности сюжета (последовательности событий)?
12. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи c чем, что послужило поводом?
13. В чём особенности композиции (построения) произведения?
14. Каковы ключевые (главные) эпизоды?
15. B чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
16. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?
17. Какие художественные средства (тропы, фигуры), приёмы помогают автору раскрыть идею произведения?
Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене вам может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе илитературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли.
Таким образом, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут вам раскрыть основную мысль, доказать тезис. Например, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет (или основные сюжетные линии), а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.
Например, тема «Добро и зло - извечный выбор, важнейший выбор человека (Ю. Новиков)» может быть раскрыта на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» . Приведём фрагмент сочиненияс общей характеристикой произведения:
Что это за силы - добро и зло? Как различить их человеку? Как сделать правильный выбор и не совершить роковую ошибку? Все эти и многие другие вопросы рассматривает Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».
Этот роман стал главным трудом жизни писателя. Булгаков писал книгу двенадцать лет, вложил в неё всю душу, но даже не пытался опубликовать, хотя и надеялся на чудо. Роман вышел в свет только в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора. Получилась книга удивительная, пронизывающая время и пространство, обобщающая опыт всего человечества. Это роман обо всём: о добре и зле, о вечном и сиюминутном, о милосердии и вероломстве, о справедливом возмездии, которое неизбежно. Писатель показывает нам великого прокуратора Иудеи Понтия Пилата и странствующего философа И ешуа Га-Ноцри с его проповедью добра, рассказывает о суетной жизни Москвы 20-30-х годов ХХ века, об удивительной судьбе Мастера и его возлюбленной, о великом нравственном законе, который делает человека человеком.
У каждого из героев есть возможность определить свою участь, нужно только осознать, что тебе дороже: добро или зло, честь или благополучное бесчестье. Прислушайся Пилат к голосу совести - был бы вознаграждён, не отрекись Мастер от своего романа - заслужил бы свет. К одним героям приходит нравственное просветление, другим не дано «прозреть».
Обо всём этом и многом другом сумел сказать Булгаков в великом романе, который неотделим от своего создателя, от его жизни.
**Материал взят из учебно-методического пособия Русский язык. Литература Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич. Под редакцией Н.А.Сениной. Наш ресурс лишь делает информацию более доступной для пользователей сети Интернет.