Какая из мыслей М. Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? Итоговое сочинение 2024-2025
Покой и движение – два прямо противоположных состояния человека и общества. Покой - это статичность, отсутствие изменений. Лирический герой Лермонтова двойствен и противоречив, и в разных лирических ситуациях он выражает прямо противоположные желания и стремления. Когда субъект высказывания Лермонтова испытывает одиночество и тоску, он стремится избавиться от страданий и обрести духовную свободу и покой, слиться с тёмно-зелёным дубом, мечтая, чтобы этот могучий дуб над ним «вечно зеленел». Но, на мой взгляд, это вечный покой земного небытия. Мне ближе мысль Лермонтова о том, что жизнь скучна без борьбы. Человек должен находиться в постоянном движении, стремится к самосовершенствованию, изменять к лучшему себя и окружающий мир. Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к русской классике.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» противопоставлены два героя. Андрей Карлович Штольц – сын немецкого бюргера и русской обедневшей дворянки. Стихией своей жизни деловой человек считает труд. Он находится в постоянном движении, в разъездах и путешествиях, становится успешным бизнесменом. Именно за него выходит замуж Ольга Ильинская, разочаровавшись в апатичном, ленивом и бездеятельном Илье Ильиче Обломове. Идеалом же жизни Обломова, сына помещика, является покой. Он мечтает жить в деревне, в родной Обломовке, на лоне прекрасной и спокойной сельской природы, иметь семью, жену, детей, общаться с близкими по духу и искренними друзьями. Свой покой Илья Ильич обрёл в доме вдовы Агафьи Пшеницыной на Выборгской стороне. Он сытно обедал и ужинал, спал долго после обеда. Такая нездоровая, малоподвижная жизнь привела героя к апоплексическому удару и ранней смерти.
Таким образом, только движение, стихия труда, полезной деятельности делают жизнь человека радостной и осмысленной.
Приведу ещё один пример, обратившись к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Шестилетний чеченский мальчик во время Кавказской войны оказался в плену. Русский генерал вёз малыша в Тифлис, но вынужден был оставить его в монастыре, так как ребёнок тяжело заболел. Дикий, молчаливый мальчик избегал общения, тосковал. Став юношей, он должен был принять монашеский обет и обрести покой в религиозном служении. Но Мцыри ненавидел покой, а стены монастыря казались ему тюрьмой. Он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». Молодой человек совершает побег во время грозы, когда монахи в страхе перед Божьим наказанием пали ниц и истово молились. Три дня, проведённые на воле, юноша ценит больше, чем жизнь в монастыре. Он не жалеет о своём побеге, который привёл его к гибели. Заблудившись в лесу, молодой горец, как мифический витязь в тигровой шкуре, вступает в поединок с диким барсом и чувствует упоение в бою.
Таким образом, романтический герой Лермонтова предпочитает не монастырский покой, а движение и борьбу. Жизнь в монастыре его томит, он хочет настоящей жизни, полной тревог и забот, и этим своим желанием вызывает у меня сочувствие, я солидарна с ним.
В заключение хочу подчеркнуть, что только движение и труд, полезная деятельность способны доставить личности моральное удовлетворение, изменить общество в лучшую сторону. А «покой нам только снится».