Разделяете ли вы мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры? Итоговое сочинение 2024-2025
Существует мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. Я полностью разделяю это мнение, так как язык и культура тесно переплетаются, прочно связаны друг с другом. По тому, какую лексику использует в своей речи носитель языка, как он строит свою фразу, какие экспрессивно-оценочные слова он применяет, мы можем судить не только об образовательном и интеллектуальном уровне человека, но и о его нравственной сущности, духовности.
Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон». Главный герой - полицейский надзиратель Очумелов, постоянно изменяющий своё отношение к золотых дел мастеру Хрюкину и к белому борзому щенку, который якобы укусил Хрюкина. Действия полицейского по отношению к собаке зависят от того, кто является её хозяином, - генерал или не генерал. Речь Очумелова характеризует его как человека с низким интеллектом, невежественного, грубого, не обладающего духовной культурой. Так, услышав шум на базарной площади, надзиратель врезывается в толпу и спрашивает: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?» Мы видим, что речь Очумелова отрывиста, состоит из вопросов, он не договаривает слова. Когда выясняется, что собака принадлежит брату генерала, полицейский долго подбирает нежные слова и не находит их, кроме грубого просторечного слова «цуцык этакий».
Таким образом, речевая культура героя Чехова, а точнее, его бескультурье, зеркально отражает духовное ничтожество Очумелова.
Приведу ещё один пример. В романе Элионор Портер «Поллианна» одиннадцатилетняя сирота оказывается в богатом доме своей строгой и вечно недовольной тёти Полли. Отец-священник научил девочку замечательной игре: в любых обстоятельствах искать радость. Во всём она умеет находить хорошее. Приветливая, ласковая речь девочки способна растопить любое чёрствое сердце, она никогда не хмурится и не выражает недовольства. С первой же минуты к ней всей душей привязались слуги тёти Полли и посчитали Поллианну ангелом, спустившимся с небес.
Девочка говорит служанке Нэнси, которую сначала приняла за хозяйку: «Как здорово, что я с вами познакомилась! Вы мне так нравитесь!»
Таким образом, речь героини Элинор Портер свидетельствует о её духовном богатстве: доброте, оптимизме, вежливости, любви к людям, милосердии и сострадании.
На основании двух приведённых примеров мы можем утверждать, что речь человека – зеркало, которое отражает его духовный мир, раскрывает черты характера, передаёт отношение к миру и к людям. Мы должны развиваться, обогащать свой лексикон, учиться правильно строить предложения, чётко выражать свои мысли, но главное – понимать, «как наше слово отзовётся», быть добрыми, внимательными и чуткими в общении с окружающими.