Какими качествами должен обладать настоящий друг?
С самого раннего детства наряду с потребностями физиологическими человек испытывает острую потребность в общении и стремится как можно скорее её удовлетворить – начинает искать себе друзей. В детском возрасте критерии выбора друзей всегда несколько забавны, просты и понятны своей детскостью и незамысловатостью: «Ну, как я мог с ней не дружить? Мы жили на одной лестничной клетке!» или «Я играла с ней потому, что у неё была кукла с большой фарфоровой головой». Маленькие сердца ещё не ощущали укола тонких и точных игл, маленькие спинки ещё не чувствовали холод нержавеющей стали, а маленькие горлышки ещё не сглатывали горькие комья разочарований.
В неприемлющем неопытности взрослом мире всё сложнее, требования ко многим вещам мало того что значительно выше – они ещё и постоянно меняются. Неизменными остаются, пожалуй, лишь немногие ценности. Однажды ответив себе на вопрос о том, какими качествами должен обладать настоящий друг, мы пользуемся этим ответом всю свою дальнейшую жизнь. Так поступает большинство людей, алгоритм проверен временем. Но некоторые люди, к собственному своему несчастью, не умеют (или не желают) жить по проверенным и общепринятым алгоритмам.
Посмотрим на «Героя Нашего Времени» – Печорина. Лермонтов показывает нам человека, который имеет весьма своеобразные представления о дружбе. Он с лёгкостью сам себе поставил диагноз: «к дружбе не способен», потому что «из двух друзей всегда один раб другого», считает Печорин. А «подчиниться» он не сможет, да и «повелевать» у него «нет желания», но потребность в собеседнике он испытывает, тем самым обрекая себя на вечное приятельство взамен настоящей дружбы. Но ведь Печорин – человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Нам жаль героя – он сам лишил себя помощи и поддержки, лишил себя заботы и всех тех прелестей дружбы, которые нам посчастливилось испытывать каждый день. Он в этом большом мире совсем один – лишний человек, бесспорно, сам виноватый в своём бедственном положении. В погоне за счастьем Печорин не видит, по чьим головам бежит, он безответственен по отношению к тем, кого «приручил», имея все задатки для понимания других людей, он этого делать не желает. Проблема Печорина в том, что он попросту не обладает нравственными качествами, необходимыми для настоящей дружбы.
Герои психологического романа «Преступление и наказание» Раскольников и Разумихин имеют очень разные взгляды на жизнь; находясь в схожих материальных условиях, по-разному к ним относятся. В отличие от Разумихина, Раскольников не справляется со сложившейся ситуацией и заболевает преступной и губительной и для него, и для окружающих идеей. Это серьезное испытание для их дружбы, но молодые люди его преодолевают. Даже узнав о преступлении Родиона, Разумихин не перестаёт быть его другом, не бросает в беде, а наоборот, чувствует его свою причастность к его судьбе и ответственность за неё. Он всеми силами пытается сделать так, чтобы Раскольников «ножницами» не «отрезал себя от людей», старается помочь ему советом, помочь деньгами. Безусловно, Разумихин обладает качествами, которыми должен обладать настоящий друг. Таких друзей, как он, поискать – не найдешь.
Очевидно, что Печорин и Разумихин абсолютно противоположны в своих взглядах на дружбу и на то, какими качествами должен обладать настоящий друг. Глядя на них, мы приходим к выводу: в этом мире спастись от одиночества и не допустить нравственного падения можно только с помощью настоящей дружбы. А настоящий друг должен обладать высокими нравственными качествами, под которыми, в первую очередь, мы подразумеваем чуткость к другим людям, способность и желание понимать других людей, добродушие, душевную щедрость, ответственность и честность.