Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Постановка проблемы:
1. Проблема в виде вопроса? Именно эту проблему ставит (Имя Отчество Фамилия автора) в предложенном для анализа тексте.
2. Проблема в виде вопроса? Именно об этом размышляет (Имя Отчество Фамилия автора) в предложенном для анализа тексте.
3. В предложенном для анализа тексте (Имя Отчество Фамилия автора) размышляет о …
4. В предложенном для анализа тексте (Имя Отчество Фамилия автора) ставит проблему (чего? – нужен Р.п.)…
5. Текст (Имя Отчество Фамилия автора) заставил меня задуматься над проблемой …
Вводные фразы для комментария:
1. Комментируя эту (данную) проблему, хотелось бы отметить/стоит отметить/стоит обратить внимание на …
2. Отвечая на этот вопрос/Комментируя эту (данную) проблему, обратимся к предложениям …
3. Отвечая на этот вопрос, стоит отметить/хотелось бы отметить/стоит обратить внимание на …
4. Раскрывая проблему, писатель повествует о/вспоминает…
Клише для анализа:
1. Этим автор хотел показать, что …
2. Этим автор показывает/стремится показать …
3. Автор даёт понять/даёт увидеть, что …
4. Автор хотел донести до читателя важную/следующую мысль: …
5. Читатель понимает/видит/осознаёт/может понять: …
6. Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: …
7. Автор акцентирует/обращает внимание на…
Логические переходы внутри примера:
1. Автор обращает внимание читателя на …, чтобы …
2. Автор акцентирует внимание на (чём-то), чтобы …
3. Автор подробно описывает …, чтобы …
4. Более того, …
5. Кроме того, …
6. Также необходимо сказать о …
7. Хотелось бы обратить внимание на следующие слова:
Клише для начала 2 примера:
1. Далее стоит отметить/хотелось бы отметить/стоит обратить внимание на …
2. Далее рассмотрим предложения …
3. Далее стоит/важно сказать о …
4. Кроме того,/Более того, необходимо обратить внимание на следующее/на следующие слова: …
Связка:
1. Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что...
2. (Эти) примеры дополняют друг друга. Они показывают, что …
3. Эти примеры дополняют друг друга и помогают дать определение понятию «…».
4. Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что …
5. В первом примере содержится указание на причину, а во втором – на следствие: сначала автор говорит о …, а потом отмечает, что именно поэтому … (важно следить за тем, в каком примере у вас причина, а в каком– следствие)
6. Второй пример раскрывает и иллюстрирует мысли из первого. Автор не только приводит яркие метафоры (даёт яркие характеристики), говоря о …, но и на конкретном примере показывает …
7. Эти примеры можно сопоставить. Они дают понять, что … /показывают, что … /помогают увидеть …
8. Сравнивая эти примеры, можно понять: …
Клише для позиции автора:
1. Авторская позиция ясна/Позиция автора ясна. (Имя Отчество Фамилия автора) считает, что …/убеждён, что …
2. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Своя позиция:
1. Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, …
2. Я согласна/согласен с позицией автора. Действительно, …
3. Я разделяю мнение/точку зрения автора и тоже считаю, что …
4. Я частично согласна/согласен с позицией/мнением/точкой зрения автора и считаю/думаю: …
5. Я не согласен/не согласна с мнением автора, поскольку считаю, что …
Вывод:
1. Таким образом, …
2. В заключение хотелось бы отметить, что …
3. Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте (Имя Отчество Фамилия автора), и осознают, …
План
1 абзац. Проблема
2 абзац. Комментарий
3 абзац. Связка-переход
4 абзац. Связь двух примеров + анализ смысловой связи
5 абзац. Авторская позиция (АП)
6 абзац. Своя позиция с обоснованием
7 абзац. Заключение
Виды обоснований
1. Литературный пример
2. Аргумент из кино, политики, истории и т. д.
3. Аргумент из жизни, пиши про детство, родных и про любимые воспоминания, которые как-то на что-то повлияли
4. Логическое обоснование. Без конкретного примера