Экономика: «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со сторонывластей». (Ф. Хайек)
В выбранном мною высказывании затрагивается тема роли и преимущества конкуренции в условиях современной рыночной экономики. Ф.Хайек считает, что единственным методом координации наших индивидуальных действий без принуждения или вмешательства со стороны властей является конкуренция. С автором трудно не согласиться, и я полностью разделяю его мнение.
Для обоснования изложенной точки зрения можно привести теоретические доводы. Для начала следует понять, что конкуренция – соперничество двух экономических сторон в борьбе за наибольшую выгоду. А развиваться конкуренция в полной мере может лишь при рыночной экономической системе (экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства и предполагающая слабое вмешательство со стороны государства). Борьба за получение наилучших результатов регулируется с помощью спроса (желание потребители приобрести товар или услугу) и предложения (желание производителя продать товар или услугу), что только подтверждает утверждение автора. К положительным чертам конкуренции можно отнести создание возможности выбора для покупателя, стимулирование экономической деятельности других товаропроизводителей. Иначе говоря, действительно, такой элемент рыночного саморегулирования, как конкуренция, является хорошим методом координации действий его участников. Помимо теоретического обоснования, можно привести и ряд конкретных фактических примеров. Каждый из нас наверняка пользуется телефонными услугами какого-либо сотового оператора. На данный момент самыми известными из них являются МТС, Билайн, МегаФон. Конкурируя между собой, компании прибегают к различным способам привлечения потребителей к своей продукции (реклама, различные акции, связанные с понижением цен или новыми услугами). Подобные действия побуждают других производителей на ответные действия. Данный пример иллюстрирует нам преимущества конкуренции, при которой выигрывают не только компании, но и покупатель. Подобное соперничество развивалось не только в современности, но и в прошлом. Ярким примером может послужить деятельность такого экономического деятеля, как Генри Форд. В 20 веке машину мог позволить себе далеко не каждый, однако, именно Г. Форд, упростив конструкцию автомобиля и внедрив в производство использование конвейера, смог сделать эти технологии наиболее доступными для всеобщего использования. Низкие цены на его продукцию значительно отличались от конкурентных цен, и вскоре благодаря этому Генри Форд выбился в лидеры автопрома. В свою очередь, другие компании были вытиснуты на второй план, и такое соперничество начало побуждать их на ответные действия с целью не допустить потерю потребителей.
Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что Ф. Хайер, говоря о конкуренции, как о единственном методе взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей, был абсолютно прав.