Методы аргументации выпускного сочинения:
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
1. Ссылка, указание на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа и.т.д. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание (что особенно важно, если вы не помните отельных деталей и подробностей).
В рассказе E.И.Носова «Красное вино Победы» есть интересный эпизод: накануне Дня Победы в госпиталь приезжает фотограф и привозит с собой новенькие гимнастёрки, ордена на выбор и даже особые муляжи, которые на фотографии должны заменить отсутствующие ноги и руки. Так автор показывает наметившуюся тенденцию «лакировка войны». Калекам не место на праздничной фотографии - только белозубые улыбки на плакатах. только в полный рост победители-богатыри. освободившие Европу.
2. Сжатый пересказ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
Вспомним сюжет повести В. Быкова «Сотников». Сотников и Рыбак - два партизана, добровольно согласившиеся в условиях окружения пойти в ближайшие сёла и достать продовольствие для отряда, были схвачены немцами, допрошены и получили предложение служить полицаями. Сотников отверг возможность спасения и был повешен, а Рыбак надел мундир полицая и, собственноручно казнив товарища («ловушка» была ему приготовлена немцами). хотел удавиться, но ему помешали.
3. Цитирование. Цитата - это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений. Едва ли вы помните наизусть большие прозаические отрывки. Значительно легче цитировать поэтические произведения, крылатые слова, афоризмы. Однако и в этом случае следует быть уверенным в точности цитаты. Цитирование потребует от вас умения правильно оформлять предложения с прямой речью.
Если цитата, идущая до или после слов автора, оформляется как прямая речь, то используется соответствующая пунктуация, например:
На первый взгляд кажется, что исповедь Мцыри не несёт в себе покаяния: «И о прощенье не молю!» - гордо заявляет герой. Однако финальная реплика монолога звучит резко контрастно: «... И никого не прокляну!»
Стихотворную цитату, записанную «в столбик», обычно не заключают в кавычки (кроме тех случаев, когда в самой цитате есть авторские кавычки, например прямая речь):
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» философский конфликт задаётся в форме двух риторических вопросов:
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Цитируя небольшие фрагменты стихотворного текста, можно изменять некоторые грамматические формы: Сравнивая героиню с «гением чистой красоты» ‚ поэт использует выражение В.А.Жуковского. Однако этим приёмом следует пользоваться осторожно, так как вмешательство в поэтический текст может исказить его или привести к грамматической ошибке.
Можно цитировать небольшие фрагменты, словосочетания, ключевые слова: Раскольников хочет доказать себе и всем окружающим, что он не «тварь дрожащая».
4. Использование косвенной речи. Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчинённое предложение, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная - чьё-либо высказывание.
Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением
общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить
точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
Не случайно Раскольников обращается к Богу c просьбой показать ему путь и обещает. что откажется от своей «проклятой мечты» . (Дословно: «Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей»).
Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок: He случайно поэт пишет, что в наш жестокий век восславил он свободу (в данном случае была бы уместна конструкция с прямой речью). По нашему мнению, введение стихотворного текста через косвенную речь вообще нецелесообразно.
Источник: учебно-методическое пособие "Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе". А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич. Под редакцией Н.А.Сениной.