Мысли из фильма Ёжик в тумане
В круг интересов анимации этих лет попадает образ отдельного человека, противопоставляющего себя миру и общественной системе.
Человек становится иным. Ощутив свою отдаленность от целого он нуждался в самосознании. Ему нужно обрести некогда утерянную индивидуальность; а обретя таковую, наполнить внутренней сущностью.
Искаженность, потеря истины в период "застоя" не давала возможность обрести уверенность и точность выбора.
Характер общественной жизни ставил человека в такие условия, когда ему необходимо было "переиграть" бюрократическую машину, чтобы она не смогла сломать его хрупкое "Я".
Возникающие сомнения и двусмысленность приводили к тому, что человек не мог обрести себя, свою внутреннюю цельность. В сознании складывалась ситуация потери ориентиров, неясности и некой двойственности.
Эта тема предстает как одна из основных в анимационном фильме "Ёжик в тумане".
Ощущение ёжиком своей субъективности, отдаленности от мира рождает страх и неуверенность, он ощущает свое одиночество и потерянность в мире, предстающем полным загадок и непознанного. Субъективный страх и неизвестность материализуется в образе тумана, окутывающего ёжика.
В фильме ёжик осознал себя, увидев своё "Я" в отражении в колодце, а вернее образ "Другого" в себе (образ двойника-внешнее подобие при очевидном внутреннем различии).
Обретя свою индивидуальность, ёжик погружается в туман. Мир становится иным, по отношению к ёжику, утрачивая цельность и ориентиры. В этом непонятном и чуждом мире ёжик страстно ищет опору. Он блуждает в тумане как слепой, потерявший проводника.
В эпизоде, когда ёжик с веточкой нащупывает путь перед собой, есть скрытая цитата образа слепых из картины Брейгеля.
Единственная разница между слепцами и ёжиком - то, что слепцы попадают в пропасть. Им присуща полная потеря зрения, тогда как ёжик, двигаясь на ощупь наделен авторами фильма интуитивным, духовным зрением (в этом эпизоде авторы специально усиливают момент невозможности видения в тумане, заостряя внимание зрителя на отсутствии внешнего зрения, ведь оно оказывается ненужным, бесполезным для духовного поиска и пути ).
Обладание этим типом зрения не дает ёжику потеряться в тумане, исчезнуть в нем. Это интуитивное зрение помогает ёжику обнаружить опору в мире, представленную в метафорическом образе мощного векового дерева.
Ёжик зачарован сложным переплетением массивных ветвей кроны (образ перепутья). Отталкиваясь от этого дерева как от некой системы ценностных ориентиров, ёжик отправляется в дальнейший путь; он уже оказывается наделен неким знанием, светом, воплощенном в фильме в виде светящихся огоньков.