«Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства» (Демокрит)
«Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется», — утверждал Ф. Ларошфуко. Наверное, он был прав, потому что безрассудных людей благоразумию учат несчастья, а движущая сила всякого развития — это борьба внутренних противоречий, борьба между рациональным и эмоциональным, то есть между разумом и чувствами. Для того чтобы добиваться жизненно важных целей, необходимо быть уверенным в своих знаниях и в своих силах, быть целеустремленным, не поддаваться мимолетным слабостям, иметь, как говорят в народе, «трезвую голову». С этим трудно не согласиться, потому что, как показывает жизненный опыт, для достижения и улучшения результатов действительно нужны здравый смысл, задатки ума, багаж знаний. Чувственной стороне здесь, как видим, не уделяется места совсем. Получается, что люди должны быть как роботы, высокоинтеллектуальные, но все же роботы — неэмоциональные, бесстрастные, расчетливые. Но не приведет ли это к плачевным результатам? Этим вопросом, наверное, озадачился и Р. Брэдбери, а свое видение проблемы изложил в романе «451 градус по Фаренгейту».
В романе описывается общество, которое опирается на потребительское мышление: все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению. Реальной жизни никаких уступок не делается, и это приводит к безрассудству. Главный герой романа, пожарный Гай Монтэг, напоминает бездушного робота (точнее, того железного пса, который за ним потом будет гнаться), который четко выполняет свои обязанности — сжигает найденные книги, не испытывая при этом никаких чувств. Только встреча с Клариссой и случай с самосожжением женщины заставляет Монтэга посмотреть на мир по-другому. Он пытается уйти с работы, но его начальник настаивает, что уничтожение книг сделает людей счастливыми. Без книг все будут одинаково мыслить, не будет никаких противоречий, все будут равны. Разве это не мечта для любого общества? Просто не надо делать никому никаких уступок — вот и все. Но именно этот путь и привел к безрассудству, к гибели целого города, целой человеческой цивилизации. И хотя этот роман — утопия, все же это предупреждение нам о том, что нельзя жить без чувств, эмоций.
Гай Монтэг в своей жизни не делал никаких уступок, но, спрятав однажды книгу, меняется и понимает, насколько его мир односторонний, зацикленный, ограниченный. Он проходит через все стадии обретения себя: сомнение, осознание, восхищение, гнев, отчаяние и страх — и понимает, что «не делать никаких уступок жизни» — это верный путь не к спасению, а к гибели. Гай обретает себя, осознав, что разумный человек никогда не откажется от книг, которые создавались на протяжении веков, потому что они несут свет, в них содержится опыт и мудрость не одного поколения.
Чему учит нас это произведение? Смотреть на мир с разных сторон, руководствоваться не только разумом, но и чувствами, потому что в том обществе, где сохраняются душевные качества, не будет зла, предательства и жестокости. Еще оно учит нас уметь идти на компромисс. Не надо думать, что если человек поменяет свой взгляд на какие-то определенные вещи, то он обязательно проиграет. Наоборот! Он от этого только выиграет, станет богаче духовно, умнее, будет расти и развиваться. Надо уметь признавать свои ошибки, потому что 7 если мы не будем уступать, то потеряем право называться homo sapiens.