«Разуму не постичь надобностей сердца». (Вавенарг)
«Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе». С этой яркой метафоры русского философа А.И. Герцена я бы хотела начать своё сочинение-рассуждение. Мне кажется, что сравнение человеческой страсти с вулканом очень точно. Оно показывает, не только то, как прекрасны чувства, что они завораживают умы, что нам, людям разумным, не познать, чего же на самом деле жаждет наше сердце, но и то, как опасно следовать им, что они, если их не упорядочить, в любой момент могут привести к катастрофе. Но иногда надо больше доверять душе, ее надобностям. Так могут ли поступки человека быть нравственными, если он будет руководствоваться только душевными порывами?
В поэме А.А. Блока «Двенадцать», безусловно, можно найти ответ на этот вопрос. Главный герой произведения Петруха помогает мне задуматься о том, какую роль играют чувства в жизни человека. История безответной, сильной любви очень показательна. Красногвардеец готов на многое, лишь бы возлюбленная была с ним. Он «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил», его очаровывали ее огневые очи, он знал даже о её родинке возле плеча. Перед нами герой, всеобъемлющее чувство которого не покидает его, и когда он узнает о любовниках Катьки: об офицере, который не ушел от ножа, о Ваньке, которого тоже в скором времени ждет расправа. Но Петруха, живущий желанием отомстить за измену, разум которого затмила любовь, совершает, возможно, самую главную ошибку в своей жизни – убивает девушку: «Загубил я бестолковый, загубил я сгоряча…». Показательно, что от смерти Катьки красногвардейцу не становится легче: «Ох ты горе горькое, скука скучная, смертная!», ведь теперь новый камень лежит на его душе, новая злоба овладевает им: «Ужь я ножичком полосну, полосну! Ты лети, буржуй, воронышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку…». А.А. Блок показывает, что герои живут в непростое время, когда царствует «черная злоба», которой они не в состоянии противостоять. Читая историю Петрухи, я понимаю, что противоборство важнейших составляющих внутреннего мира ни к чему хорошему не приведет. Полностью поддаваясь своим эмоциям, идя у них на поводу, человек не сможет трезво мыслить, и его поступки трудно будет назвать нравственными.
А как же хорошо, когда разум и чувство находятся в гармонии. Уверенность в этом я черпаю из произведения Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Автор знакомит нас с одним из главных героев – сиделкой, которая приходит присматривать за больными детьми в онкологическое отделение больницы. Анализируя поступки старенькой бабушки Розы (так ее называет главный герой 10-летний Оскар), мы понимаем, что в них сочетаются продуманные действия и сильные эмоции. И жизненный опыт, и чувство сострадания героини к больному раком мальчику помогают ей принимать разумные, соответствующие нравственным нормам решения, которые не дадут ребенку пасть духом. Забавные небылицы, легенда о двенадцати волшебных днях, предложение обращаться к Богу с письмами - думаю, именно взаимодействие невыносимой боли, чувства неизбежности, скорби и трезвого осознания того, что должна что-то изменить, помогают Розовой Даме сделать невозможное: за оставшиеся ему 11 дней мальчик прожил полноценную жизнь, свои сто десять лет. Э.-Э. Шмитт показывает, что в те моменты, когда мы хотим изменить жизнь, «переписать» судьбу и наш разум и чувства перестают противоборствовать, - именно тогда человек способен на лучшие свои мысли, действия.
Неслучайно я начала своё сочинение-рассуждение с метафоры: наши чувства, страсть, действительно, впечатляющая, будоражащая умы человечества составляющая внутреннего мира. Зачастую порывы души и голос рассудка противоборствуют между собой. Но, согласитесь, полагаясь только на сердце, мы бы уже давно подорвались на этой «мине». И благо человек – существо разумное, он прибегает не только к своим эмоциям, но и к продуманным умозаключениям, а значит, благодаря гармонии важнейших направляющих духовного мира, способен принимать решения, соответствующие моральным нормам.