Определение понятия мудрости. Сочинение
Я прочитала текст академика РАО Бориса Бим-Бада, в котором он рассматривает несколько злободневных проблем, одна из них это проблема определения понятия мудрости.
По мнению автора, высшее, что может достичь человек – мудрость. Он даже предлагает сделать её школьным предметом, потому что мудрости надо учить. Академик уверен, что мудрый человек никогда не самонадеян: результаты своих раздумий он всегда сопоставляет с противоположными утверждениями, находит пробелы, исправляет свои ошибки. Мудрый человек, по мнению автора, осторожен в суждениях, воздержан от недостаточно обоснованных утверждений и всегда опирается на разнообразие исторического опыта. Борис Бим-Бад считает, что мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
Меня всегда интересовали следующие вопросы: Что лучше, быть мудрым или быть умным? Каковы критерии мудрости? Как узнать и распознать мудрого человека? Что значит «быть мудрым»? Я знаю точно, что умный знает много, однако количество знания не делает его автоматически мудрым. Мудрый, в свою очередь, может не знать многих вещей, которые знает умный, однако нечто, что знает мудрый, делает его мудрецом. И
как бы всем хотелось открыть секрет этого нечто. Почему-то сразу вспоминается Платон Каратаев – центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену и научивший его видеть жизнь так, как видят «они», простые русские люди. В его поведении неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои романа-эпопеи. У Платона Каратаева нет энциклопедических знаний, но он очень мудрый, потому что знания у него житейские, а это, на мой взгляд, гораздо ценнее.
В заключение своего сочинения хочу сказать: «Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней».
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?» (2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно. (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...» (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум». (26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману. (ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
(По Б. Бим-Баду)