Сочинение:
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов в тексте задает читателю вопрос: Почему Москву нельзя назвать обыкновенным большим городом?
Размышляя над ним, автор говорит о Москве, как об историческом городе со своей душой. М.Ю.Лермонтов выступает в тексте в качестве экскурсовода, показывая нам знаменитые места: Поклонную гору, где Наполеон наблюдал объятый пламенем Кремль, далее взгляд автора простирается на запад к знаменитым монастырям:к Алексеевскому и Донскому. Описывая Воробьёвы горы, М.Ю.Лермонтов прибегает к средствам художественной выразительности: сравнения ("Река подобна змее"), метафоры (одеты голубым туманом). Отсюда можно понять, что Воробьёвы горы одно из красивейших мест Москвы. Но есть в Москве особенное место, называя его алтарём России, М.Ю.Лермонтов утверждает, что его невозможно описать, каждый должен увидеть это место и прочувствовать величие Москвы.
Авторская позиция ясна: Москва необыкновенный город со своей богатой историей, с знаменитыми памятниками, со своей душой, жизнью и со своим языком.
Я согласен(на) с автором. Москва, действительно, занимает особое место среди других городов. Это город с богатым историческим прошлым.
Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении "Бородино" обращается к этому Великому городу. Речь идёт о Москве во время Бородинского сражения.:
"Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.."
Москва помнит многих героев, погибших на поле боя. Этот город существенно отличается, поэтому М.Ю.Лермонтов выделяет его среди других.
А.С.Пушкин в романе в стихах "Евгений Онегин" также обратился к величию Москвы:
"Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!..". Поэт также пишет о Бородинском сражении, о горящем городе-герое-Москве, о пустых надеждах Наполеона:
"Напрасно ждал Наполеон...
Москвы коленопреклоненной.."
Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов неспроста пишет именно об этом городе. За годы своего существования Москва пережила многое и дальше продолжает радовать людей своим величием и своей красотой.
Текст:
(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.
(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.
(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.
(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть... (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!
(По М.Ю. Лермонтову*)
* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.