Пять мыслей о критериях оценки сочинений
Надо договориться о критериях проверки сочинений, которые нужно держать в голове пишущему (то есть вам). Давайте сейчас они будут вот такими (потом потихоньку будут уточняться и усложняться):
1. Первое, что надо сделать – это решить, что вы выбираете писать: личный текст, пронизанный эмоцией, на грани художественного (это будет одна система координат, в том числе и у оценивающего ваш текст человека) или текст условно формальный, выполняющий задачу тренировки «как строить текст» (это другая система координат).
2. Затем нужно понять, что и в том, и в другом случае идея «выразить себя» идет ПОСЛЕ идеи «понять другого и сообщить об этом понимании». Сначала – всмотрелся в «объект», вчитался в чужой текст, увидел структуру, детали, рассказал о них – и только потом «обернул глаза зрачками в душу» и начал говорить о себе, своих чувствах и переживаниях. (В текстах «формальных» этой второй стороны – «про себя» - может и вообще не быть).
3. Как может быть показано «понимание другого», «понимание чужого текста»? Через отсылки к тексту. Это может быть:
Вам может помочь такой лайфхак: смоделируйте читателя вашего сочинения не как СВ, а как условно просвещенного и грамотного человека, но не читавшего книгу, о которой вы пишете, или читавшего давно и забывшего ее. Ему надо рассказать/напомнить. После чтения вашего сочинения он должен смочь пересказать основную суть дела в книге, которую вы разбирали. Держите эту идею в голове. (Если вы описываете картину, я должен примерно представить ее, читая ваш текст. Если вы пишете о кинофильме, я должен представить жанр и сюжет – и так далее).
Увы, у части из вас этого внимания к чужому тексту в сочинениях пока почти нет. Не забудьте, что пересказ, отсылки, цитаты вы делаете и подбираете под углом зрения той темы, на которую вы пишете. Что к теме не относится, то отсеивайте. Анализ чужого текста – это примерно 40 процентов веса итоговой отметки.
4. Что еще оценивается?
А) Композиция вашей работы – есть ли в ней продуманное вступление (объясняющее тему – почему такая тема возникла? Что она дает? Зачем она? С какого перепугу ей заниматься?), логично ли строится основная часть, есть ли выводы. Пользуетесь ли вы союзами и вводными словами, чтобы показывать связь мыслей (во-первых, во-вторых; с одной стороны, с другой стороны; однако; итак; если... то и т.д.). Есть ли у вас в сочинении абзацы. Композиция дает примерно 20 процентов веса итоговой отметки. Помните о Рафаэле! Сначала набросайте структуру – как он сначала нарисовал спираль – а потом уже заполняйте ее! Не ляпайте что попало в любом порядке – для этого есть черновик, мейнд-мэп, куда можно во время мозгового штурма бросать любые идеи, мысли, элементы формы.
Б) Речь, язык работы. Развернутые предложения (ССП, СПП, БСП – да еще с оборотами и однородными членами) – или коротенькие и бедные. Точно подобранные слова. Минимум повторов слов – и наоборот, богатство синонимов. За это еще примерно 20 процентов набегает.
5. И вот теперь – тадамм! – еще 20 процентов на то самое ваше «Я», которое рвется в сочинение. Это может быть в прямом смысле «Я», когда вы опишете свои чувства и переживания в связи с чувствами и переживаниями автора или героев. А может быть косвенное «Я», которое проявляется в зрелости суждений и мыслей, в интересных мыслительных ходах, в глубине текста. Оно видно и в том интересе, которым текст пронизан – такие тексты с внутренним «я» отличаются от текстов, написанных бесцветным, спящим, равнодушным мозгом, которое выполняет задание «на отвяжись».