Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? Итоговое сочинение
Достижения прогресса дают человеку удобства и комфорт, но они могут быть опасны для человечества. Во-первых, научные открытия могут нанести людям вред, если их применение на практике не продумано и приводит к опасным последствиям. Во-вторых, научно-технический прогресс может способствовать моральным издержкам, нравственному упадку общества. В погоне за удобствами, люди могут утратить такие понятия, как доброта отзывчивость, чуткость, верность предыдущим поколениям.
Для доказательства обратимся к фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Известный всему миру своими научными изысканиями профессор Филипп Филиппович Преображенский ставит медицинский эксперимент, решая проблему омоложения человеческого организма. Бродячему псу Шарику прививается гипофиз головного мозга убитого в трактирной драке балалаечника, алкоголика и люмпен-пролетария Клима Чугункина. Но опыт идёт не по плану, и вместо омоложения организма происходит очеловечивание собаки. На свет появляется лабораторное существо Полиграф Полиграфович Шариков, наделённый инстинктами животного и всеми дурными качествами деклассированного элемента. В воспитательный процесс Шарикова, который ведёт Преображенский, вмешивается историческая действительность периода нэпа двадцатых годов двадцатого века в лице председателя домового комитета Швондера. Находящийся на низшей ступени нравственного развития Шариков под влиянием представителя большевистской власти начинает «бороться» за свои права: требует паспорт, прописку на жилплощади профессора, приводит секретарь - машинистку. С каждым днём «новый человек» становится всё опаснее для своего создателя: он пишет донос на своего благодетеля и даже угрожает ему пистолетом. Преображенский вынужден произвести обратную операцию, и Шариков снова превращается в милого пса, благодарного своему хозяину за спасение от голодной смерти.
Таким образом, непродуманный научный эксперимент ведёт за собой непредвиденные обстоятельства, несёт опасные последствия.
Приведём ещё одно доказательство из повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», написанной в 1976 году. Автор описывает сибирскую деревню, триста лет существовавшую на острове Матёра, расположенном посередине Ангары и имеющем формы утюга. Остров богат лесами, лугами, пастбищами – всем, что необходимо для самостоятельного крестьянского существования. Но однажды советская власть решает построить на Ангаре плотину и гидроэлектростанцию, чтобы обеспечить города и сёла электричеством. Поднявшаяся вода должна затопить 0остров и лежащие по берегам Ангары деревни. Жителям-островитянам было предписано переселиться в ближайший посёлок. Старикам, которым Матёра всю жизнь служила верой и правдой, непонятно: неужели, чтобы добыть больше электричества, нужно уничтожить прекрасный остров, где всё приспособлено для жизни крестьянина? Всем ходом своего повествования автор пытается убедить, что «безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку и что он не есть прогресс». Никакой прогресс не способен освободить человека от страха смерти, и поэтому он нельзя бездумно распоряжаться природой, разрушать то, что создано не им. Старуха Дарья жалеет «несмышлёного» человека, который «раскипятил» жизнь и считает, что он хозяин природы и вправе распоряжаться ей, как ему вздумается.
Таким образом, в безудержной погоне за научно-техническим прогрессом человеку некогда оглянуться, задуматься над собой и над своей душой.
Мы приходим к выводу, что достижения прогресса имеют две стороны одной медали. С одной стороны, они дают человечеству удобство и комфорт, делают жизнь более лёгкой и благоустроенной. С другой стороны, непродуманные научно-технические усовершенствования могут привести к опасным последствиям, снижают нравственный уровень общества.