Реальное и виртуальное общение: в чём преимущество каждого из них? Итоговое сочинение
В век научно-технического прогресса виртуальное общение постепенно вытесняет реальное. Преимущества первого очевидны: расширение временных и пространственных границ, круга общения. Мобильные телефоны, компьютеры позволяют преодолеть огромное расстояние и вести переписку с человеком в любой точке мира. Но всё же техника не способна заменить живую беседу «глаза в глаза», когда происходит мгновенная ответная реакция собеседника на те или иные реплики визави. Кроме вербальных средств (слов и предложений, несущих информацию), в обмене мнениями участвуют и другие средства общения: мимика, жесты, интонация.
Чтобы выявить преимущества виртуального и реального общения, обратимся к классическим произведениям. Конечно, в XIX веке не было смартфонов и компьютеров, но существовала бумажная переписка, которую условно мы и отнесём к виртуальному общению. Повесть Ф. М. Достоевского «Бедные люди» относится к эпистолярному жанру, так как представляет собой обмен письмами между двумя героями: бедной, но образованной девушкой Варенькой Доброселовой и небогатым чиновником Макаром Девушкиным. Преимущества этой переписки состоят в том, что герои, живя в соседних домах напротив друг друга, избегают личного общения, чтобы предотвратить сплетни и пересуды. Добрый «маленький человек» проявляет участие к девушке, которую преследует богатый помещик Быков, оказывает ей помощь, но он не хочет бросать тень на светлый облик нравственно чистой героини. Письма позволяют героям открыть свои сокровенные мысли и чувства, помогают им преодолеть одиночество, дарят счастье общения.
Таким образом, виртуальное общение в форме переписки помогает застенчивым и замкнутым людям преодолеть страх перед другими, делиться своими рассуждениями и настроениями.
Теперь рассмотрим преимущества живого общения, обратившись к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Нас интересует эпизод спора Пьера Безухова и Андрея Болконского на пароме. Увлечённый масонством, Безухов стремится открыть князю Андрею истинный свет. Пьер видит, что друг его несчастен, разочарован в жизни, и считает своим долгом прийти к нему на помощь и просветить его. Упорство новоявленного масона и его желание убедить князя Андрея в верности своей идеи подчёркиваются с помощью портретных деталей и жеста: «опуская голову и принимая вид бодающегося быка». Предлагая Андрею вступить в масонское братство, Пьер видит особенный блеск в глазах друга и понимает, что его слова не напрасны, что князь Андрей не перебьёт его, не будет смеяться над его словами, чего он очень боялся в начале дискуссии. Пьер снова начинает убеждать князя Андрея, что есть Бог и есть будущая жизнь, поэтому надо жить, надо верить, надо любить. Князь Андрей молчит, но ему кажется, что волны, бьющиеся о дно парома, участвуют в их диалоге и словно говорят ему: «Правда, верь ему».
Таким образом, итогом этого спора стала готовность Болконского пересмотреть свои прежние взгляды. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой. С этого момента в нём началась новая духовная жизнь. Философский спор об истине достиг своей цели, Пьер смог убедить своего друга в верности своих верований и убеждений именно потому, что это было живое общение, в котором большую роль играли не только слова, но и интонация, жесты, мимика героев. Кажется, даже природа участвовала в этой дискуссии.
Мы приходим к выводу, что каждый вид общения имеет свои преимущества. Виртуальный обмен мнениями позволяет преодолеть расстояние и беседовать с человеком, с которым нет возможности общаться вживую. Реальное общение активно и действенно, потому что, кроме вербальных (словесных) средств задействованы и невербальные средства.