Сочинение по тексту:
Когда человек уходит во взрослую жизнь из школы, он уносит с собой в далёкое жизненное плавание выученные наизусть стихи, отрывки прозы из великих произведений русской классики. Знаменитое изречение К.Г. Паустовского об отношении русских поэтов к осени в школе наизусть не учат. Но знает это высказывание каждый, кто способен воспринимать красоту и философскую глубину природы: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».
Так почему же именно осень — любимое время года многих одарённых людей? Как осмысливают они единство природных явлений и движений человеческой души? Задуматься над этими вопросами заставляет текст К.Г. Паустовского.
Несомненно, что автор проводит параллель между осенью с её одинокими золотыми берёзами, небом, похожим на тонкий лёд, и состоянием души зрелого человека, философски спокойно и серьёзно рассуждающего наедине с самим собой о бренности бытия и кратковременности всего живого. Не зря писатель упоминает Пушкина и Тютчева, нежно и трогательно любивших осень. Общеизвестно, что эти художники слова были великими философами жизни, стремящимися понять её сокровенную суть. Вероятно, именно осень с её дождями и тихой грустью как никакое другое время года способствует раздумьям человека о главных вопросах бытия.
Писатель проводит ещё одну параллель между человеком и осенью: осенью пышность весенних и летних красок сменяется строгостью и благородством. Так и у великих мастеров литературы «нарядность языка» уступает место глубине и простоте мысли. Следовательно, по мнению автора, осень обычно любят люди, способные осмысливать свой жизненный путь.
Автор приходит к выводу: осенью природа и человек одинаково тихи, настроены на философские раздумья о вечном и непреходящем, о том, что всё живое имеет свойство стареть и умирать. Но именно в этой закономерности заключается и секрет возрождения жизни весной.
Я полностью разделяю позицию автора: осень — самое философское время года, когда не хочется никуда спешить, возникает желание бросить привычный уклад жизни, оставить на потом заботы и тревоги и полностью погрузиться в тихую и светлую грусть «осенних» мыслей. Мне кажется, сами собой возникают в памяти знаменитые пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса..
Сколько торжественности и одновременно кротости в нарисованной А.С. Пушкиным картине природы. У поэта даже увяданье пышное, неспешное и торжественное. Это повод задуматься каждому из нас и о своём уходе, который должен быть принятым, обдуманным и философски спокойным. Ещё один пример единения человека и осени находим в творчестве Ф.И. Тютчева. Безусловно, на всю жизнь останутся в памяти строки:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Мир, покой в природе, которую воспевает Ф.И. Тютчев. Разве можно в это время года думать о сиюминутном, временном, кратком и неважном? Поэт уверен: осень — это особое время года, которое дарует человеку редкую возможность не спеша, серьёзно и глубоко размышлять о себе и своём месте в мире.
Таким образом, можно сделать вывод: русские поэты, писатели, художники философски воспринимали осень как уникальное, дорогое и мимолётное время года, когда человек, сливаясь с дремлющей природой, думает о главном, осмысливая мир и самого себя в нём.
Текст Константина Георгиевича Паустовского:
(1) Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. (2) Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень. (3) В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. (4) В «Ранней весне» черная глубокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.
(5) Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
(6) Левитан, так же, как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
(7) 0сень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. (8) Рощи делались сквозными. (9)Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (Ю)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (11)0н был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
(12) Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. (13)0сень на картинах Левитана очень разнообразна. (14) Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. (15)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
(16)0ставил нам красоту осеннего пейзажа. (17) На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.
(17)Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...
(18)Почти у каждого из нас остались в памяти ещё с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
(19)В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолётного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все — города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озёр, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябин.
(20)Такое чувство давно виденных милых мест остаётся от «осенних» картин Левитана.
(По К. Паустовскому)