Сочинение по тексту:
Я лежу на траве и смотрю в бездонное голубое небо. Трава нежная, мягкая, ласковая. По ней только что прошлась коса, и ровные ряды лежат по всему лугу. Это родная и далёкая картинка из детства, когда дедушка брал меня с собой ранним утром на росистый, пахнущий разнотравьем луг. Я помню, как он говорил: «Ты, внученька, вдыхай травку, помни: это твоё детство так пахнет».
...Давно нет дедушки, а слова его остались и живут в моей памяти как духовное напутствие мудрого человека, прошедшего войну, видевшего смерть и кровь. Вечная благодарность ему за то, что научил понимать духовную ценность природы, научил чувствовать своё родство с ней.
Став взрослым человеком, много раз убеждалась, что проблема осознания человеком ценности природы является одной из главных проблем современного человека. Об этом ещё раз меня заставил задуматься текст известного русского писателя, тонкого знатока природы — В. Солоухина.
Рассуждая о духовной ценности природы для человека, писатель справедливо говорит о том, что люди часто не замечают природу, считая её обыденным фоном жизни. Самыми незаметными для любого из нас, по мнению В. Солоухина, являются воздух и трава. С какой болью автор пишет: «Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, срезаем лопатами...» Кажется, этот печальный перечень того, что может человек по своему невежеству сотворить с травой, писатель может продолжать до бесконечности. Действительно, люди, считая себя высшими существами в природе, крайне невнимательны к ней. А ведь она живая! Неслучайно, уже во второй раз говоря о варварском отношении к траве, В. Солоухин наделяет её качествами живого существа. «Зелёная живая травинка», — сколько нежности, трепетности, ласки в этих бесхитростных словах писателя. Не заслуживают ни воздух, ни трава, ни природа в целом презрения человека.
Авторская позиция полно и достаточно эмоционально сформулирована в последнем предложении текста: «...ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых...». Следовательно, духовная ценность природы проявляется в её положительном, благотворном влиянии на каждого из нас.
Невозможно не согласиться с мнением автора: в природе сокрыт величайший духовный потенциал, который проявляется в смягчении жестокосердия человека, в тихой и кроткой радости общения со всем живым.
О том, что общение с природой имеет духовную ценность для любого из нас, говорят многие русские писатели, для которых природа — источник вдохновения, возможности подняться выше обыденных и повседневных дел и тревог. Об этом рассказ современного писателя В. Крупина «Сбрось мешок». Героиня рассказа, Варя, научилась видеть тихую радость в общении со всем живым, в созерцании удивительных картин природы. И это умение подняться над
сиюминутными заботами делает её счастливым человеком. Как правильно, что героиня рассказа
передаёт это уникальное умение своей дочери и внучке! :
Говоря о том, что природа — вечная и безусловная духовная ценность, которая помогает человеку осознать своё место в жизни, смягчить удары судьбы, нельзя не вспомнить знаменитый дуб из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Когда князь Андрей въезжает в Отрадное, он находится в самом мрачном расположении духа: жизнь представляется ему завершённой и лишённой высокого смысла. Кажется, что высохший от старости дуб так же, как и герой, заканчивает свой век. Но как всё изменяется за одну ночь: князь Андрей под влиянием восторженных слов Наташи, под влиянием чудесной весенней ночи внутренне преображается. Вспоминается знаменитая фраза: «Жизнь не кончена в тридцать один год». Жизнь со всеми её свершениями, радостями, тревогами и печалями только начинается. Кажется, что и дуб-великан это тоже понимает, он оживает всего за одну ночь, и его юные, клейкие листочки, и весь он, помолодевший и свежий, вселяют в князя Андрея сильнейшее желание жить, любить и верить!
Таким образом, можно сделать вывод: природа для человека — это одухотворённое существо, которое приносит облегчение от трудов, тихую радость душевного покоя, смягчение сердца, уверенность в счастье жизни и осознание себя частью великого и прекрасного мира.
Текст Владимира Алексеевича Солоухина:
(1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)Но всё же, неправда, — замечаем.
(5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга тёплой влагой, когда промыт он майским дождём, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично.
(7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.
(8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир — зелёный. (10)Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.
(18)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина — на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (19)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.
(22)Под окном, конечно, заметно. (23)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в
придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли её? (28)Ну, высыпали: шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок.
(29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (30)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Её много. (33)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (35)Разве что вот в пустыне её поменьше. (36)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша Земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
(39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то — трава. (42)Скобли её ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай...
(43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых — вот одно из побочных назначений всякого растения.
(По В. Солоухину)