Сочинение ЕГЭ:
Человек видит себя покорителем природы, но абсурдность этого мнения заметна в известном мультипликационном фильме «Человек - царь природы». Правомерно ли потребительское отношение человека к природе? Именно эту экологическую проблему поднимает автор предложенного мне текста.
Не секрет, что именно обеспокоенность дисгармонией между человеком и природой привела к проведению ежегодной акции «Час земли», цель которой - обратить внимание на проблемы, возникшие при общения человека и природы. И. Смольников рассматривает данную проблему на примере влияния человека на жизнь реки Волги. Для публициста главное - показать, насколько велика роль природы в жизни людей. Автор называет ту цену, которую платит река за прогресс – застойное цветение, отравление рыб, мертвая вода.
Если говорить о позиции автора, она заявлена прямо. Так, автор выдает свой вердикт плодам человеческого разрушения. Он называет воду если не мертвой, то полумертвой. А ведь вода – это источник жизни. Так какая же может быть жизнь, если источник мертв?! Риторические вопросы: «Да может ли быть такая норма?», «Что будет дальше?» - показывают, насколько велика обеспокоенность И. Смольникова разрушением планеты.
Мне близка точка зрения автора. У природы тоже есть душа, на которую человек из года в год закрывает глаза, а ведь природа уже начала мстить человеку. Катастрофы, неизвестные ранее болезни и мутации - это еще не предел. Если мы не научимся любить и уважать природу, человечество просто погибнет.
Проблема потребительского отношения волновала в свое время и русского писателя В.Астафьева. В своей новелле «Царь – рыба» он описывает жизнь сибирского браконьера Игнатьича. Сибиряк знает повадки и характер многих животных и пользуется этим не во благо, а во бред природе. Нажива - цель, ради которой герой способен забыть благоразумие. Однажды на самолов ему попадается огромный осётр и утаскивает рыбака за борт. Тесно связанный с Царь - рыбой, герой начинает вспоминать свои грехи. Игнатьич осознает, сколько вреда он причинил окружающим людям и окружающей среде. Он искренне раскаивается в содеянном, и происходит чудо: царь рыба его отпускает. Природа в лице рыбы простила человека. Так может стоит и нам попросить прощения? Только не на словах, а на деле. Перестать губить то, от чего напрямую зависит наша жизнь.
Не только В. Астафьева волновала эта проблема. Так, известный академик Д. Лихачев задавался вопросами о небрежном отношении к природе. В своем произведении «Письма о добром и прекрасном» автор призывает задуматься о том, как восстановить равновесие между человеком и природой. Автор утверждает, что существуют две культуры: культура природы и культура человека. Культура природы может обойтись без культуры человека, а вот человек без природы не сможет продолжить существование. Иными словами, автора предупреждает нас о том, что если мы губим природу, то мы губим себя.
Рассуждая о взаимосвязи каждого из нас с природой, начинаешь понимать, как тесно мы друг с другом связаны, и продолжая потребительски относиться к окружающей среде, мы можем оказаться в состоянии войны с природой, шансов победить в которой у нас не будет.
Текст Смольникова И.
(1)Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. (2)Сколько лет гидроэлектростанциям и сколько Волге? (3)ГЭС – дело рук человеческих. (4)Мы помним строительство Волжской ГЭС, которая перегородила реку в Жигулях, как победно кричали об этом газетные заголовки… (5)Что ж, всё было правильно; страна вставала из руин Великой Отечественной; заводам, стройкам, городам требовалось электричество, много электричества, желательно более дешёвого. (6)Гидроэлектростанции, по убеждению учёных, давали нам его.
(7)С годами на Волге возник целый каскад гидростанций. (8)Они и сейчас безотказно дают ток. (9)Они помогли нам сделать рывок к звёздам –запустить ракеты, овладеть атомом…
(10)Всё так. (11)Из песни века, которую по праву можно назвать эпической, не выкинуть ни одного слова.
(12)Не выкинуть и других слов… (13)Тех, которые слагались народом о прекрасной реке, о её красоте, о приволье её вод и плёсов. (14)Тех плёсов, какие видел Пушкин в окрестностях Козьмодемьянска, Свияжска, Васильсурска, Чебоксар, Симбирска и которых мы с вами сейчас не увидим. (15)Их нет. (16)Вода поднялась, разлилась, поглотила красоту. (17)И, кстати, заодно замедлила течение. (18)Иначе и не могло быть в непомерно разлившихся водохранилищах. (19)В них теперь нет того сильного, могучего течения, которое очищало бы реку от нынешнего вредного, застойного цветения.
(20)Но это цветение – пусть извинит читатель за невольный каламбур – это только цветочки. (21)С Волгой стало происходить такое, о чём ни мы с вами, ни Пушкин, ни какой-нибудь другой писатель, одарённый воображением сказочника, и подумать не могли.
(22)У слияния Суры с Волгой водная гладь поражает своей необозримостью. (23)За Васильсурском тоже рукотворное море. (24)Оно радует глаз, как радует его, как не может не радовать живая вода, разлившаяся привольно по земному лону.
(25)Но эта вода не живая. (26)Она если и не мёртвая вовсе, то полумёртвая. (27)Здесь – в глубинах и на отмелях водохранилища. (28)В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. (29)Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… (30)А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека. (31)Волжская сказочная рыба – стерлядь, осётр, судак. (32)Теперь она, набравшая за последние годы выше всякой нормы ртуть, отравлена.
(33)Да может ли быть такая норма?
(34)Ртуть вместе с другими – тоже не целебными – отходами сбрасывали в воду. (35)И вот концентрация ртути привела к катастрофе. (36)Пока, как сообщали газеты, лишь в бассейне водохранилища.
(37)Что будет дальше?
(По И. Смольникову*)
*Смольников Игорь Фёдорович (р. 1930) – русский писатель, поэт, литературный критик, публицист, автор разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству