Примерный круг проблем к текстам пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2020 года. 36 типовых экзаменационных вариантов. Под руководством И. П. Цыбулько.
1. Проблема определения главной задачи культурного человека. (В чём заключается главная задача культурного человека?)
1. Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним.
2. Проблема вреда пустословия, демагогии. (В чём заключается время пустословия, демагогии?).
2. Демагогия и пустословие, призванные воздействовать на мысли и чувства людей, намеренное искажение фактов - всё это способно превратить в нечто абсурдное и не поддающееся логическому объяснению самые благородные начинания.
3. Проблема деятельного отношения к окружающей нас действительности. (В чём заключается активная жизненная позиция?)
3. Деятельное отношение к окружающей нас действительности заключается в том, чтобы не сидеть сложа руки, а прикладывать усилия, стараясь изменить мир к лучшему.
Вариант 2
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема потребности в друге. (Зачем человеку нужен друг?)
1. Друг, пусть даже необычный, загадочный, неизвестный, даёт человеку ощущение теплоты и света, дарит умиротворение и покой.
2. Проблема интуитивного узнавания духовно близкого человека. (Как мы узнаём близких нам по духу людей?)
2. Порой человек не может разумно объяснить выбор духовно близкого человека. Мы интуитивно чувствуем духовное родство.
3. Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. (Стоит ли откладывать задуманное на потом?)
3. Не совершённые вовремя поступки вызывают запоздалую горечь сожаления, когда уже невозможно вернуть упущенные возможности, когда происходит непоправимое.
Вариант 3
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема проявления жизненной стойкости, душевной силы людей в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялась жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?)
1. Жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны проявились в способности преодолеть страх и растерянность, не дать тяжести первых дней войны раздавить их души. Большая часть жизни каждого из советских людей прошла в лишениях, испытаниях. борьбе за светлое будущее страны, и это закалило их характеры, поэтому тяготы войны, которые поначалу казались нестерпимыми, были преодолены.
2. Проблема противостояния врагу в годы войны. (Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?)
2. В годы Великой Отечественной войны людей направляли вера и долг.
3. Проблема трагедии первых дней войны. (В чем состояла трагедия первых дней войны?)
3. Трагедия первых дней войны состояла в том, что люди, не желая, чтобы их сочли дезертирами, умирали под бомбежками на дорогах и попадали в плен, не добравшись до своих призывных пунктов, в том, что тяжесть от ощущения топчущих родную землю вражеских сапог была нестерпимой.
4. Проблема осознания войны как преступления против человека. (Почему война - это самое страшное преступление против человека?)
4. Война — это самое страшное преступление против человека, потому что она нарушает привычный, устоявшийся в веках ход событий, лишает людей крова, разлучает их, порой навсегда, с родными и близкими.
5. Проблема преодоления страха в годы войны. (Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?)
5. Люди не знали, что произойдёт со всем, что они любят, среди чего росли, ради чего жили: со страной, с народом, с армией, которую они привыкли считать непобедимой. Силы для преодоления этого страха они черпали в чувстве родной земли, в которой лежат многие поколения предков и которая поэтому уже «не могла, не имела права стать чужой».
Вариант 4
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема утраты милосердия. (В чем состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожилось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
1. Милосердие это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердии опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Еще одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики.
2. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)
2. Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает.
3.Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
3. Милосердие — это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врожденной.
4. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)
1. Проблема заботы о природе. (В чем проявлялась забота Чехова о природе?)
1. Забота Чехова о природе проявлялась в его уходе за садом, на месте которого раньше были овраги и пустырь, в том, что он сам ухаживал за растениями, выдёргивал сорняки.
2 Проблема веры в красоту грядущей жизни. (Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?)
2. То. что Чехову удалось сделать «из... дичи культурное, красивое место», вселяло в него веру в красоту грядущей жизни. Мысль о будущем счастье человечества была "одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей".
3. Проблема отношения людей с чувствительной душой к жизни. (Каково отношение людей с чувствительной душой к жизни?)
3. Люди с чувствительной душой испытывают тоску, страдая от окружающей их пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости, и самоотверженно мечтают о грядущем, близком, хотя и чужом счастье.
Вариант 6
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика. (Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?)
1. Знание поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе.
2. Проблема отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства. (Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?)
2. Если писатель является настоящим мастером, а не ремесленником, он не должен пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, в том числе знанием поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки.
3. Проблема появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво. (В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?)
3. Причины появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво, могут заключаться в эмоциональной скудости и неграмотности автора, в его неумении увидеть людей и землю, что, в свою очередь, объясняется отсутствием любви автора к земле и людям. Но иногда причина заключается в недостатке культуры, и тогда писателю можно поучиться воспринимать свет и краски у художников.
4. Проблема внимательного отношения к окружающей действительности. (Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?)
4. Умение видеть вокруг себя «превосходные вещи» требует от человека тренировки: нужно смотреть на всё, что нас окружает, с мыслью, что это обязательно надо написать красками.
Вариант 7
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема причин несчастья. (Каковы причины несчастий людей?)
1. Несчастной жизнь людей делает неправильное понимание её цели , стремление жить только для себя, добывая как можно больше всяких радостей и удовольствий. Если жить для удовлетворения не материальных потребностей , а потребностей души , то не придётся бороться с другими и людьми за материальные блага.
2. Проблема обретения счастья. (Как обрести счастье?)
2. Сделать человека счастливым могут его жизненные цели ,которые сблизят его с другими людьми. Поскольку душа нуждается в любви, чем больше человек любит, тем более свободной и радостной становится его жизнь.
3. Проблема восприятия жизни. (Как люди воспринимают жизнь ? Как следует её воспринимать ?)
3.Большинству людей жизнь кажется злом и горем, потому что, по их мнению, она неправильно устроена, тогда как на самом деле все несчастья людей оттого, что люди делают в жизни не то, что нужно. Жизнь должна быть благом и радостью, и нужно воспринимать её как возможность дарить людям любовь и чувствовать себя от этого счастливым. Именно для этого рождён человек, который должен понимать важность правильного определения жизненных приоритетов.
4.Проблема выбора жизненных целей.(Какими должны быть жизненные цели человека?)
4.Человек не должен ставить целью своей жизни обретение материальных благ: это ведёт к борьбе с другими людьми и к ощущению несправедливости жизни. Если же цели будут духовными,то это сблизит людей друг с другом и сделает их счастливыми.
Вариант 8
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема бесчеловечности войны.(Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?)
1. Война это страшное преступление
против человечности, потому что она приносит непереносимые страдания и тем,кто защищает свою страну, и тем, кто оказывается на чужой территории: в бессмысленной жестокой бойне гибнут солдаты и мирные жители, миллионы людей остаются искалеченными и опустошёнными, теряют родных и близких.
2. Проблема мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям. (Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?)
2. Солдаты не должны убивать пленных.
3. Проблема отношения к пленным (Как относились к пленным немцам русские солдаты? )
3. Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь.
4. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?)
4. Внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой, широкой душой.
Вариант 9
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема ценности детских воспоминаний. (Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?)
1. Воспоминания детства обладают большой эмоциональной силой, они заставляют живо переживать то, что случилось много лет назад, возвращают человека в давно ушедший мир, будят его воображение.
2. Проблема детского восприятия мира. (Как ребёнок воспринимает окружающий мир?)
2. Окружающий мир для ребёнка полон загадок и тайн, сильных впечатлений и ярких эмоций. Открывая мир с помощью фантазии, пытаясь найти в нём своё место, ребёнок готов бороться с несправедливостью и жестокостью.
3. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни человека?)
3. Природа завораживает человека, заставляет его задуматься о величии земли, на которой он живёт, пробуждает любовь к Родине, будоражит его воображение.
Вариант 10
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?)
1. Человек может ощущать, что его не понимают в связи с тем что он сам не понимает себя. Кроме того ощущение непонимания со стороны общества может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. В этом случае важно, чтобы кто-то близкий, более мудрый и хорошо разбирающийся во взаимоотношениях людей, объяснил причины и такого ощущения.
2. Проблема положения человека в обществе. (Что влияет на положение человека в обществе? В чём могут состоять причины того, что человек ощущает себя «чужим » в интеллигентном обществе?)
2. На положение человека в обществе может влиять талант. который всегда вызывает уважение. Ощущение человека, что он «чужой, в интеллигентном обществе, может объясняться недостаточным уровнем его воспитания.
3. Проблема значимости воспитания. (Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?)
3. Хорошее воспитание необходимо человеку, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе, чтобы не ощущать непонимания со стороны окружающих. Чтобы стать воспитанным человеком, нужно трудиться днём и ночью, постоянно работать над собой, проявляя волю, много читать. Воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим, чистосердечны и честны, а если обладают талантом, то относятся к нему с уважением, развивая его.
4. Проблема отношения к таланту. (Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?)
4. Талант ставит человека в обособленное положение по отношению к другим, поскольку, например, талантом художника обладает один человек из двух миллионов; таланту прощается многое. Человек должен с уважением относиться к своему таланту, развивать его, не тратя время, которое можно посвятить развитию таланта, на пустые занятия.
Вариант 11
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема особенностей стиля Л. Н. Толстого. (В чём гений Л. Н. Толстого?)
1. Отличительными особенностями стиля Л. Н. Толстого являются его точный язык, неожиданные движения мысли, глубина художественной смелости, психологизм и лаконизм его прозы.
2. Проблема актуальности произведений Л. Н. Толстого. (Современны ли произведения Л. Н. Толстого?)
2. «Толстой не переставал и будет волновать современников и ещё многие поколения», поскольку «гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания».
3. Проблема значимости чтения «толстых романов». (Уступают ли «толстые романы» краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века?)
3. Такие «толстые романы», как «Война и мир», не уступают краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века, напротив, это нам нужно учиться краткости и лаконизму у таких писателей, как Л. Н. Толстой.
Вариант 12
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема влияния Востока и Запада ни Россию. (В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?)
1. Влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры.
2. Проблема пути развития России. (По какому пути Россия должна пойти в своем развитии?)
2. Россия, испытывающая сильное влияние Востока и Запада, должна идти по своему пути развития.
3. Проблема отношения исследователя к своему труду. (Как исследователь должен относиться к своему труду?)
3. Исследование требует труда и самоотверженности, на которые способен далеко не каждый.
Вариант 13
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема благодарности близким людям и чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)
1. Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.
2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выряжать благодарность ?)
2. Человек, даже будучи в душе благодарным кому-то, не всегда выражает благодарность близким людям, о чем сожалеет всю оставшуюся жизнь.
3. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность?)
3. Человек порой не умеет или даже не хочет выразить благодарность людям, заслужившим её. Подобное неуважение к заслугам людей ничем не может быть оправдано.
4 . Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?)
4. Умение поддержать близкого человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть чем-нибудь дает человеку возможность выжить, выстоять даже в самых сложных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности.
Вариант 14
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1 Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
1. Наблюдая за жизнью природы, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью природы и жизнью человека много общего. Видя, как природа преодолевает трудности, как все в природе наполняется жизнью, человек испытывает чувство отдохновения, достигает внутренней гармонии
2 Проблема преодоления трудностей на пути к достижению цели. (Что придает сил в преодолении трудностей.)
2. Стремление к цели, вера в то, что рано ли, поздно ли достигнешь заветной цели, придаёт сил в преодоления препятствий на жизненном пути.
3. Проблема восприятия времени и жизни. , Что создает ощущение времени и жизни?)
3. Ощущение времени возникает благодаря преодолению препятствий: в длительной борьбе зарождается жизнь. Не будь препятствий на каждом шагу - «вовсе бы не было жизни, времени». В стремлении преодолеть трудности «самое-самое время. самая-самая жизнь».
Вариант 15
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема проявления героизма в годы войны. (В чем состоял подвиг советских солдат в годы войны?)
1. Подвиг советских солдат состоял я том, что они героически, самоотверженно противостояли врагу, не сдавались, даже несмотря не ранение, на отсутствие подкрепления.
2. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявлялся патриотизм в годы войны?)
2. Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что поди ценою собственных жизней защищали свою Отчизну, дорогих и близких им людей.
3. Проблема поведения людей в минуты опасности. (На что способен человек в минуты опасности?)
3. В минуты опасности человек, испытывающий любовь к Родине, способен преодолеть физическую боль, способен действовать вопреки обстоятельствам.
4. Проблема роли поэзии в годы войны. (Какую роль в годы войны играла поэзия?)
4. Поэзия поддерживала людей в годы войны, придавала им силы.
Вариант 16
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?)
1. Молодому человеку дано право самому выбирать свой жизненный путь, взрослые лишь дают советы.
2. Проблема понимания родителями счастья ребенка. (В чём родители видят «лучшую долю» для ребёнка?)
2. Некоторые родители, такие как отец героини текста, «лучшей долей* для своего ребёнка считают работу, на которой не придётся ходить «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной*. Родителям хочется, чтобы ребёнок вырос красивым, образованным, уважаемым всеми человеком.
3. Проблема непонимания между представителями разных поколений. (Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?)
3. Родители, заботясь о будущем своих детей, не всегда слышат их мнение и разделяют их интересы. Взрослым кажется, что они лучше знают, каким должно быть будущее их детей. Подобное непонимание провоцирует конфликты в семье.
4. Проблема двуличия людей. (В чём проявляется двуличие людей?)
4. Двуличие человека проявляется в том, что он говорит людям не то, что думает на самом деле. Неискренность отталкивает людей.
Вариант 17
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется человеческая самоотверженность?)
1. Самоотверженность проявляется в способности оставаться верным своим убеждениям и чувствам, несмотря ни на что, в готовности руководствоваться высокими устремлениям на пути к своей цели, в реализованном желании отдавать свои силы благому делу, помогать людям и защищать Отечество.
2. Проблема проявления силы женской любви. (В чём проявляется сила женской любви?)
2. Сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания. Люди восхищаются тем, насколько сильно способна любить женщина.
3. Проблема недопонимания в отношениях людей. (Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?).
3. Недопонимание во взаимоотношениях людей можно преодолеть если не терять доверия к людям и оставаться верным своим внутренним устремлениям, действовать, как велит сердце.
4. Проблема источников жизненных сил. (Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?)
4. В самых жестоких обстоятельствах человеку помогает выжить сохранение доверия к людям, любовь к ним и стремление им помочь, облегчить их страдания. Сильным жизненным стимулом является ощущение своей причастности к общему святому делу защиты Отечества.
5. Проблема сохранения силы духа, воли к победе на войне. (Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?)
5. Воины берегли в душе память о любимых, и это помогало им выстоять в годы суровых испытаний, придавало им силы для отчаянного противостояния врагу. Они передавали из уст в уста рассказ о любви девушки-северянки. Когда ее любимый погиб в бою с врагами, бойцы в священном и праведном гневе снесли линию вражеской обороны.
6. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?)
6. Бесчеловечность войны проявляется в том, что она встаёт на пути самых сильных чувств, разлучая людей, разрушая человеческие судьбы.
Вариант 18
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема коллективного творчества в литературе. (Допустимо ли коллективное творчество в литературе/)
1. Коллективное творчество относится «к чрезвычайно сложным, запутанным и щекотливым литературным вопросам» и «имеет множество видов, условий и оттенков». Тем не менее в коллективном творчестве есть свой «архитектор», чьё имя будет высечено на фасаде дома.
2. Проблема особенностей художественного стиля. (Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями?)
2 У каждого писателя есть особенности художественного стиля. Так, стиль Дюма «узнаёшь и по характерному искусству диалога, по грубоватому остроумию, по яркости портретов и быта, по внутренней доброте».
3. Проблема отношения к труду. (Как отношение к труду отражается на работе писателя?).
3. Только такому трудолюбивому человеку, как Дюма, умевшему работать с самого раннего утра до самой поздней ночи, удалось создать огромное количество произведений.
4. Проблема вклада в общее дело. (Нужно ли уметь признавать вклад других людей в общее дело?)
4. Тот, кто участвует в коллективном творчестве, должен уметь признавать вклад других людей в общее дело.
Вариант 19
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется самоотверженность?)
1. Самоотверженность проявляется в готовности спасти людей , рискуя жизнью , собственным благополучием .
2. Проблема преданности людям . (В нём проявляется преданность людям ?)
2. Преданность близким людям проявляется в готовности помогать им в трудных ситуациях, оградить их от неприятностей , рисковать ради них жизнью , следовать за ними всюду.
3. Проблема поведения в непредвиденной ситуации . (Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?)
3. В непредвиденной ситуации необходимо проявлять смекалку и думать прежде всего о спасении близких людей.
4. Проблема силы доброты и благожелательности. (В чём заключается сила доброты и благожелательности по отношению к окружающим людям?)
4 . Сила доброты и благожелательности в том, что сердце даже самого недоброго человека, к которому отнеслись с любовью , с вниманием , способно оттаять . Доброта пробуждает в человеке желание совершать благородные поступки .
Вариант 20
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?)
1. Гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил.
2. Проблема нравственного выбора человека на войне (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)
2. Война – это противоестественное состояние, поэтому порой она вынуждает человека делать противоестественный выбор, например заставляет доктора взять в руки оружие вопреки запрету международной конвенции о Красном Кресте.
3. Проблема врачебного долга в условиях войны. (В чём заключается врачебный долг в условиях войны?)
3. Врач не должен принимать участие в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали.
Вариант 21
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений. (Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?)
1. Любовь учителя к предмету, его увлечённость и стремление заинтересовать детей, разбудить их воображение помогает в формировании личности ученика, его интересов и увлечений.
2. Проблема роли воображения в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет воображение?)
2. Способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, «сообщает жизни то свойство, что мы называем поэзией».
3. Проблема роли доброты в достижении цели.
(Какую роль играет доброта в достижении цели?)
3. По мысли автора, которую он вкладывает в уста учителя географии Черпунова, добротой можно добиться всего.
4. Проблема отношений учителя и ученика. (Какими могут быть отношения учителя и ученика?)
4. Общность интересов может породить дружеские, неформальные отношения между учителем и учеником.
Вариант 22
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема готовности к самопожертвованию. (Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?)
1. Люди готовы пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных людей, ради защиты Отечества.
2. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявлялся патриотизм в годы войны?)
2. Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну.
3. Проблема поведения людей в годы войны. (Какие поступки люди совершали в годы войны?)
3. В годы войны люди, движимые любовью к Родине, совершали героические поступки.
4. Проблема роли воспоминаний в годы войны. (Какова роль воспоминаний в годы войны?)
4. Воспоминания о детстве, о родных и близких людях поддерживают человека в суровые военные годы, придают ему сил.
5. Проблема нравственного выбора человека. (Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?)
5. Совершая нравственный выбор, человек думает прежде всего об окружающих его людях.
Вариант 23
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема раскаяния. (Можно ли считать раскаяние искуплением вины?)
1. Человек, искренне раскаявшийся в совершённом преступлении, искупает свою вину.
2. Проблема проявления милосердия к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?)
2. Преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.
3. Проблема выбора между законом и человеческим отношением. (Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?)
3. Выбор между законом и человеческим отношением крайне сложный и мучительный. Нравственное чувство (в данном случае желание простить) иногда подсказывает более правильное решение, чем юридическая норма.
4. Проблема столкновения идеала с реальной жизнью. (Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?)
4. Когда идеальные представления человека сталкиваются с реальной жизнью, он испытывает чувство утраты: у рассказчика словно "отняли" веру в людей.
Вариант 24
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)
1. Родина важна для человека своим историческим прошлым, созданным многими поколениями. Родина — это основа жизни каждого человека, его родное гнездо, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.
2. Проблема ответственности людей за судьбу своей Родины. (Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?)
2. На каждом из нас лежит ответственность за судьбу Родины, за сохранение наследия нашего народа, создаваемого веками. В годы бедствий люди начинают больше ценить Родину, осознавать свою ответственность за её судьбу, объединяются ради её спасения.
3. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?)
3. Русское искусство и наука оказали большое влияние на развитие мировой культуры.
Вариант 25
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия. (Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?)
1. Творчество таких поэтов, как А. С. Пушкин, обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.
2. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?)
2. Народный поэт тот, чьи произведения и чья личность близки и понятны каждому человеку. И первым народным поэтом можно считать А. С. Пушкина, чьи произведения просты и искренни.
3. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?)
3. Тайна необыкновенной лирической силы Михайловского заключается в том, что все в этих местах напоминает о личности великого поэта, все озарено светом его поэзии.
4. Проблема сохранения традиций и памятных мест. (Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?)
4. Традиции празднования дня рождения А. С. Пушкина в Михайловском сохраняются, потому что люди гордятся своим великим земляком и свято берегут всё, что связано с памятью поэта. Благодаря этому все люди получают возможность приехать в Михайловское и прикоснуться к тому, что составляет славу России, а это очень важно для каждого, кто считает Россию своей Родиной.
Вариант 26
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема тягот войны. (Что испытывают люди в годы войны?)
1. В годы войны люди чувствуют безмерную усталость и скорбь, осознавая, сколько горя несёт война, и поэтому пробуждают в других стремление к победе.
2. Проблема влияния войны на людей. (Как война влияет на людей?)
Война старит людей, оставляет глубокие следы в жизни тех, кто видит, сколько людей погибает в сражениях, кто чувствует ответственность за жизни других людей.
3. Проблема проявления благородства в годы войны. (В чём проявлялось благородство в годы войны?)
3. В годы войны были люди, которые служили примером благородного поведения, проявляли человечность даже по отношению к врагам.
4. Проблема отношений между руководителем и подчинёнными. (Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?)
4. Руководитель должен быть примером для своих подчинённых, должен быть честным по отношению к ним — такому начальнику люди будут верить, будут с уважением относиться к нему.
Вариант 27
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема силы любви. (Какова сила любви?)
1. Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить. исцеляет их.
2. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?)
2. Внимательное отношение к людям пробуждает у них интерес к жизни. У человека, окружённого заботой, становится легче на сердце.
3. Проблема лжи во спасение. (Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?)
3. Человек может лгать окружающим людям, движимый желанием спасти их, помочь им.
4. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?)
4. Внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой, широкой душой.
Вариант 28
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?)
1. Картины художников, таких как И. И. Левитан, проникают в сердце человека и открывают ему красоту природы, заставляя видеть её через призму художественного гения творца.
2. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?)
2. Творчество художника, такого как И. И. Левитан, лучше всего помогает понять соприкосновение с тем, что составляет душу его живописи: с пейзажами средней полосы России, её природой, людьми.
3. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?)
3. Встречи с творчеством художника могут произойти не только в Третьяковской галерее. Так, понимание того, что составляет главную прелесть художественного творчества И. И. Левитана, происходит во время пребывания в средней полосе России, где не покидает ощущение, что «Левитан был только что здесь», ведь только он мог показать всё великолепие этих уголков природы.
4. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?)
4. Мы благодарны художнику, такому как И. И. Левитан, за то, что он учит нас видеть красоту в самом обыкновенном, открывает для нас невыразимую прелесть русской природы, одаривает нас счастьем любования родиной и ощущения слияния с ней душой.
5. Проблема обретения любви к Родине. (Как любовь к Родине проникает в сердце человека?)
5. Любовь к Родине проникает в сердце человека через любование красотой родной природы, через слияние с ней, а ещё — через творчество художника, открывающего людям эту красоту и осознание в самих себе любви к России.
6. Проблема отношения к красоте родной природы. (Кому открывается красота родной природы?)
6. Красота родной природы открывается каждому, кто способен воспринять её сердцем.
Вариант 29
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?)
1. В произведениях А. П. Чехова пошлость «многолика». Порой она может проявляться в честолюбии героев, в их желании покрасоваться не своими заслугами.
2. Проблема честолюбия "маленького человека". (В чём проявляется честолюбие маленького человека?)
2. "Маленький человек" всеми силами стремится придать значимость своему существованию, не брезгуя при этом обманом.
3. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?)
3. Внешние атрибуты не являются мерилом истинной человеческой значимости.
Вариант 30
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема самоотверженной родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?)
1. Ради спасения своего ребёнка мать готова пожертвовать даже собственной жизнью.
2. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает страдание?)
2. Человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания.
3. Проблема отношения человека к животным. (Как человек должен относиться к животным?)
3. Человек должен понимать, что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя, например, отнимать оленёнка у его матери, которая готова ради детёныша пожертвовать своей жизнью.
4. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?)
4. Даже самой благородной целью нельзя оправдать убийство живого существа.
Вариант 31
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема воспитания любви к поэзии. (Как воспитать любовь к поэзии?)
1. Воспитать любовь к поэзии можно «красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк».
2. Проблема значения книги в жизни человека. (Почему нужно любить книги?)
2. Книги воспитывают людей. « Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его».
3. Проблема восприятия красоты художественного слова. (Как научиться воспринимать красоту художественного слова?)
3. «Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей».
4. Проблема благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии. (Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?)
4. Тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии, необходимо благодарить, ведь работа с поэтическим словом — это кропотливый труд, требующий самоотдачи. Если человека воспитывать в любви к поэзии, из «преданного читателя поэзии» может вырасти профессиональный поэт.
5. Проблема взаимоотношений поэтов и читателей. (Как взаимодействуют поэт и читатели?)
5. Поэт воспитывает своей поэзией читателей, а добрые, но взыскательные читатели, в свою очередь, становятся «тайными соавторами» стихов поэта.
6. Проблема определения качеств настоящего поэта. (Какими качествами должен обладать настоящий поэт?)
6. Чтобы стать поэтом, нужно иметь совесть, обладать умом, проявлять смелость, любить свои и чужие стихи, хорошо писать стихи, любить свой народ.
Вариант 32
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?)
1. Нашу национальную гордость составляют величайшие мирные победы в истории человечества, среди которых полёт Юрия Гагарина в космос.
2. Проблема определения значения первого полёта человека в космос. (Каково значение первого полёта человека в космос?)
2. Первый полёт человека в космос стал отсчётом нового времени, моментом возникновения новой эры в жизни человечества.
3. Проблема смены эпох в жизни человечества. (Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?)
3. Смену эпох определяют великие события, среди которых первый полёт человека в космос.
4. Проблема определения особенностей национального характера. (В чём состоят особенности национального характера русского народа?)
4. Национальному характеру русского народа свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше - в гений человечества.
5. Проблема бессмертия великих человеческих свершений. (Как долго живёт память о великих человеческих свершениях?)
5. Память о великих человеческих свершениях бессмертна. Так, "полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля".
6. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?)
6. Счастье поколения состоит в возможности жить в эпоху великих свершений, так или иначе чувствуя свою причастность к ним.
7. Проблема определения предмета гордости мыслящего человечества. (Что составляет предмет гордости мыслящего человечества?)
7. Предмет гордости всего мыслящего человечества составляют достижения людей мира во всех областях науки, техники и искусства.
Вариант 33
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Значение города в развитии у человека «чувства природы». (Как влияет город на развитие чувства любви к природе?)
Город не «убивает чувство природы», наоборот, воспитывает это чувство в человеке.
2. Проблема путешествий. (Что такое «свободное» путешествие»?)
2. Путешествие должно быть «свободным»: путешественник должен забыть о личных интересах и добросовестно изучать местную жизнь.
3. Проблема краеведения. (Кого можно считать настоящим краеведом?)
3. Настоящий краевед не просто много знает о своём крае, но и хорошо понимает жизнь простого человека, живущего на этой земле, жизнь трудового человека.
4. Проблема «трудового опыта». (Как можно оценить значение «трудового опыта»?)
4. «Трудовой опыт» — это источник вдохновения не только отдельных людей, например писателей, это и «общее достояние».
Вариант 34
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема сохранения исторической памяти. (Почему важно сохранять историческую память?)
1. Важно сохранять историческую память, поскольку память человека ограничена в своих возможностях и наша история постепенно забывается: Великая Отечественная война у ходит все дальше в невозвратное прошлое, редеют ряды ветеранов, участников тон войны. И долг каждого, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме.
2. Проблема роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти. (Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?)
2. Роль литературы, искусства в сохранении исторической памяти огромна: те, кто связан с литературой, искусством, должны запечатлеть как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств о нашем прошлом в виде рассказанных по радио и телевидению историй, написанных очерков, статей.
3. Проблема подвига людей в годы войны. (В чем заключается подвиг людей в годы войны?)
3. Беспримерный подвиг людей в годы Великой Отечественной войны заключается в том, что они и на фронте, и в тылу ценой собственных жизней боролись с фашизмом, защищая от него свою страну, заботясь о жизни будущих поколений.
Вариант 35
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема постижения тайны творчества. (Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?)
1. Очень трудно до конца постичь тайну обращенного к сердцам людей творчества художника. Тайна И. И. Левитана состоит в том, что он показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране.
2. Проблема природы гениальности художника. (В чём заключается гениальность художника?)
2. Гениальность художника заключается в том, что он способен передать в полотнах свои чувства. До И. И. Левитана никому не удавалось высказать в полной мере любовь к родной стране, помочь людям выразить эту любовь и понять ее в самих себе.
3. Проблема воздействия живописи на людей. (В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?)
3. Живопись оказывает сильное эстетическое воздействие на зрителей. Открывающаяся на полотнах И. И. Левитана простая и в то же время величественная красота Средней России облагораживает людей и приобщает их к этой красоте, рождает в их сердцах любовь к Родине и гордость за нее.
4. Проблема приобщения к красоте родной страны. (Как происходит приобщение к красоте родной страны?)
4. Приобщение к красоте родной страны происходит через любовь к её природе, через восприятие картин. И. И. Левитан своими полотнами открыл нам необыкновенную красоту самых простых российских пейзажей.
5. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как красота природы влияет на человека?)
5. Необыкновенная красота природы пробуждает в человеке любовь к родной стране. Достаточно увидеть хотя бы однажды российские пейзажи, чтобы «сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой ».
6. Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется истинная любовь к Родине?)
6. Истинная любовь к Родине проявляется в готовности отдать ей все душевные силы.
7. Проблема осознания России своей второй Родиной. (Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?)
7. Миллионы людей полюбили Россию и считают ее своей второй Родиной, потому что "с глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя".