Примерный круг проблем к текстам пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2020 года. 36 типовых экзаменационных вариантов. Под руководством И. П. Цыбулько.
Вариант 1 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема определения главной задачи культурного человека. (В чём заключается главная задача культурного человека?) | 1. Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним. |
2. Проблема вреда пустословия, демагогии. (В чём заключается время пустословия, демагогии?). | 2. Демагогия и пустословие, призванные воздействовать на мысли и чувства людей, намеренное искажение фактов - всё это способно превратить в нечто абсурдное и не поддающееся логическому объяснению самые благородные начинания. |
3. Проблема деятельного отношения к окружающей нас действительности. (В чём заключается активная жизненная позиция?) | 3. Деятельное отношение к окружающей нас действительности заключается в том, чтобы не сидеть сложа руки, а прикладывать усилия, стараясь изменить мир к лучшему. |
Вариант 2 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема потребности в друге. (Зачем человеку нужен друг?) | 1. Друг, пусть даже необычный, загадочный, неизвестный, даёт человеку ощущение теплоты и света, дарит умиротворение и покой. |
2. Проблема интуитивного узнавания духовно близкого человека. (Как мы узнаём близких нам по духу людей?) | 2. Порой человек не может разумно объяснить выбор духовно близкого человека. Мы интуитивно чувствуем духовное родство. |
3. Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. (Стоит ли откладывать задуманное на потом?) | 3. Не совершённые вовремя поступки вызывают запоздалую горечь сожаления, когда уже невозможно вернуть упущенные возможности, когда происходит непоправимое. |
Вариант 3 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления жизненной стойкости, душевной силы людей в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялась жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?) | 1. Жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны проявились в способности преодолеть страх и растерянность, не дать тяжести первых дней войны раздавить их души. Большая часть жизни каждого из советских людей прошла в лишениях, испытаниях. борьбе за светлое будущее страны, и это закалило их характеры, поэтому тяготы войны, которые поначалу казались нестерпимыми, были преодолены. |
2. Проблема противостояния врагу в годы войны. (Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?) | 2. В годы Великой Отечественной войны людей направляли вера и долг. |
3. Проблема трагедии первых дней войны. (В чем состояла трагедия первых дней войны?) | 3. Трагедия первых дней войны состояла в том, что люди, не желая, чтобы их сочли дезертирами, умирали под бомбежками на дорогах и попадали в плен, не добравшись до своих призывных пунктов, в том, что тяжесть от ощущения топчущих родную землю вражеских сапог была нестерпимой. |
4. Проблема осознания войны как преступления против человека. (Почему война - это самое страшное преступление против человека?) | 4. Война — это самое страшное преступление против человека, потому что она нарушает привычный, устоявшийся в веках ход событий, лишает людей крова, разлучает их, порой навсегда, с родными и близкими. |
5. Проблема преодоления страха в годы войны. (Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?) | 5. Люди не знали, что произойдёт со всем, что они любят, среди чего росли, ради чего жили: со страной, с народом, с армией, которую они привыкли считать непобедимой. Силы для преодоления этого страха они черпали в чувстве родной земли, в которой лежат многие поколения предков и которая поэтому уже «не могла, не имела права стать чужой». |
Вариант 4 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема утраты милосердия. (В чем состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожилось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?) | 1. Милосердие это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердии опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Еще одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики. |
2. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?) | 2. Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает. |
3.Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?) | 3. Милосердие — это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врожденной. |
4. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?) | 4. Милосердие воспитывается практикой, реальными поступками. |
Вариант 5 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема заботы о природе. (В чем проявлялась забота Чехова о природе?) | 1. Забота Чехова о природе проявлялась в его уходе за садом, на месте которого раньше были овраги и пустырь, в том, что он сам ухаживал за растениями, выдёргивал сорняки. |
2 Проблема веры в красоту грядущей жизни. (Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?) | 2. То. что Чехову удалось сделать «из... дичи культурное, красивое место», вселяло в него веру в красоту грядущей жизни. Мысль о будущем счастье человечества была "одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей". |
3. Проблема отношения людей с чувствительной душой к жизни. (Каково отношение людей с чувствительной душой к жизни?) | 3. Люди с чувствительной душой испытывают тоску, страдая от окружающей их пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости, и самоотверженно мечтают о грядущем, близком, хотя и чужом счастье. |
Вариант 6 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика. (Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?) | 1. Знание поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. |
2. Проблема отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства. (Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?) | 2. Если писатель является настоящим мастером, а не ремесленником, он не должен пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, в том числе знанием поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки. |
3. Проблема появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво. (В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?) | 3. Причины появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво, могут заключаться в эмоциональной скудости и неграмотности автора, в его неумении увидеть людей и землю, что, в свою очередь, объясняется отсутствием любви автора к земле и людям. Но иногда причина заключается в недостатке культуры, и тогда писателю можно поучиться воспринимать свет и краски у художников. |
4. Проблема внимательного отношения к окружающей действительности. (Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?) | 4. Умение видеть вокруг себя «превосходные вещи» требует от человека тренировки: нужно смотреть на всё, что нас окружает, с мыслью, что это обязательно надо написать красками. |
Вариант 7 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема причин несчастья. (Каковы причины несчастий людей?) | 1. Несчастной жизнь людей делает неправильное понимание её цели , стремление жить только для себя, добывая как можно больше всяких радостей и удовольствий. Если жить для удовлетворения не материальных потребностей , а потребностей души , то не придётся бороться с другими и людьми за материальные блага. |
2. Проблема обретения счастья. (Как обрести счастье?) | 2. Сделать человека счастливым могут его жизненные цели ,которые сблизят его с другими людьми. Поскольку душа нуждается в любви, чем больше человек любит, тем более свободной и радостной становится его жизнь. |
3. Проблема восприятия жизни. (Как люди воспринимают жизнь ? Как следует её воспринимать ?) | 3.Большинству людей жизнь кажется злом и горем, потому что, по их мнению, она неправильно устроена, тогда как на самом деле все несчастья людей оттого, что люди делают в жизни не то, что нужно. Жизнь должна быть благом и радостью, и нужно воспринимать её как возможность дарить людям любовь и чувствовать себя от этого счастливым. Именно для этого рождён человек, который должен понимать важность правильного определения жизненных приоритетов. |
4.Проблема выбора жизненных целей.(Какими должны быть жизненные цели человека?) | 4.Человек не должен ставить целью своей жизни обретение материальных благ: это ведёт к борьбе с другими людьми и к ощущению несправедливости жизни. Если же цели будут духовными,то это сблизит людей друг с другом и сделает их счастливыми. |
Вариант 8 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема бесчеловечности войны.(Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?) | 1. Война это страшное преступление против человечности, потому что она приносит непереносимые страдания и тем,кто защищает свою страну, и тем, кто оказывается на чужой территории: в бессмысленной жестокой бойне гибнут солдаты и мирные жители, миллионы людей остаются искалеченными и опустошёнными, теряют родных и близких. |
2. Проблема мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям. (Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?) | 2. Солдаты не должны убивать пленных. |
3. Проблема отношения к пленным (Как относились к пленным немцам русские солдаты? ) | 3. Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. |
4. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?) | 4. Внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой, широкой душой. |
Вариант 9 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема ценности детских воспоминаний. (Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?) | 1. Воспоминания детства обладают большой эмоциональной силой, они заставляют живо переживать то, что случилось много лет назад, возвращают человека в давно ушедший мир, будят его воображение. |
2. Проблема детского восприятия мира. (Как ребёнок воспринимает окружающий мир?) | 2. Окружающий мир для ребёнка полон загадок и тайн, сильных впечатлений и ярких эмоций. Открывая мир с помощью фантазии, пытаясь найти в нём своё место, ребёнок готов бороться с несправедливостью и жестокостью. |
3. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни человека?) | 3. Природа завораживает человека, заставляет его задуматься о величии земли, на которой он живёт, пробуждает любовь к Родине, будоражит его воображение. |
Вариант 10 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?) | 1. Человек может ощущать, что его не понимают в связи с тем что он сам не понимает себя. Кроме того ощущение непонимания со стороны общества может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. В этом случае важно, чтобы кто-то близкий, более мудрый и хорошо разбирающийся во взаимоотношениях людей, объяснил причины и такого ощущения. |
2. Проблема положения человека в обществе. (Что влияет на положение человека в обществе? В чём могут состоять причины того, что человек ощущает себя «чужим » в интеллигентном обществе?) | 2. На положение человека в обществе может влиять талант. который всегда вызывает уважение. Ощущение человека, что он «чужой, в интеллигентном обществе, может объясняться недостаточным уровнем его воспитания. |
3. Проблема значимости воспитания. (Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?) | 3. Хорошее воспитание необходимо человеку, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе, чтобы не ощущать непонимания со стороны окружающих. Чтобы стать воспитанным человеком, нужно трудиться днём и ночью, постоянно работать над собой, проявляя волю, много читать. Воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим, чистосердечны и честны, а если обладают талантом, то относятся к нему с уважением, развивая его. |
4. Проблема отношения к таланту. (Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?) | 4. Талант ставит человека в обособленное положение по отношению к другим, поскольку, например, талантом художника обладает один человек из двух миллионов; таланту прощается многое. Человек должен с уважением относиться к своему таланту, развивать его, не тратя время, которое можно посвятить развитию таланта, на пустые занятия. |
Вариант 11 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема особенностей стиля Л. Н. Толстого. (В чём гений Л. Н. Толстого?) | 1. Отличительными особенностями стиля Л. Н. Толстого являются его точный язык, неожиданные движения мысли, глубина художественной смелости, психологизм и лаконизм его прозы. |
2. Проблема актуальности произведений Л. Н. Толстого. (Современны ли произведения Л. Н. Толстого?) | 2. «Толстой не переставал и будет волновать современников и ещё многие поколения», поскольку «гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания». |
3. Проблема значимости чтения «толстых романов». (Уступают ли «толстые романы» краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века?) | 3. Такие «толстые романы», как «Война и мир», не уступают краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века, напротив, это нам нужно учиться краткости и лаконизму у таких писателей, как Л. Н. Толстой. |
Вариант 12 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния Востока и Запада ни Россию. (В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?) | 1. Влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры. |
2. Проблема пути развития России. (По какому пути Россия должна пойти в своем развитии?) | 2. Россия, испытывающая сильное влияние Востока и Запада, должна идти по своему пути развития. |
3. Проблема отношения исследователя к своему труду. (Как исследователь должен относиться к своему труду?) | 3. Исследование требует труда и самоотверженности, на которые способен далеко не каждый. |
Вариант 13 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема благодарности близким людям и чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?) | 1. Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно. |
2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выряжать благодарность ?) | 2. Человек, даже будучи в душе благодарным кому-то, не всегда выражает благодарность близким людям, о чем сожалеет всю оставшуюся жизнь. |
3. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность?) | 3. Человек порой не умеет или даже не хочет выразить благодарность людям, заслужившим её. Подобное неуважение к заслугам людей ничем не может быть оправдано. |
4 . Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?) | 4. Умение поддержать близкого человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть чем-нибудь дает человеку возможность выжить, выстоять даже в самых сложных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности. |
Вариант 14 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1 Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?) | 1. Наблюдая за жизнью природы, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью природы и жизнью человека много общего. Видя, как природа преодолевает трудности, как все в природе наполняется жизнью, человек испытывает чувство отдохновения, достигает внутренней гармонии |
2 Проблема преодоления трудностей на пути к достижению цели. (Что придает сил в преодолении трудностей.) | 2. Стремление к цели, вера в то, что рано ли, поздно ли достигнешь заветной цели, придаёт сил в преодоления препятствий на жизненном пути. |
3. Проблема восприятия времени и жизни. , Что создает ощущение времени и жизни?) | 3. Ощущение времени возникает благодаря преодолению препятствий: в длительной борьбе зарождается жизнь. Не будь препятствий на каждом шагу - «вовсе бы не было жизни, времени». В стремлении преодолеть трудности «самое-самое время. самая-самая жизнь». |
Вариант 15 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления героизма в годы войны. (В чем состоял подвиг советских солдат в годы войны?) | 1. Подвиг советских солдат состоял я том, что они героически, самоотверженно противостояли врагу, не сдавались, даже несмотря не ранение, на отсутствие подкрепления. |
2. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявлялся патриотизм в годы войны?) | 2. Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что поди ценою собственных жизней защищали свою Отчизну, дорогих и близких им людей. |
3. Проблема поведения людей в минуты опасности. (На что способен человек в минуты опасности?) | 3. В минуты опасности человек, испытывающий любовь к Родине, способен преодолеть физическую боль, способен действовать вопреки обстоятельствам. |
4. Проблема роли поэзии в годы войны. (Какую роль в годы войны играла поэзия?) | 4. Поэзия поддерживала людей в годы войны, придавала им силы. |
Вариант 16 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?) | 1. Молодому человеку дано право самому выбирать свой жизненный путь, взрослые лишь дают советы. |
2. Проблема понимания родителями счастья ребенка. (В чём родители видят «лучшую долю» для ребёнка?) | 2. Некоторые родители, такие как отец героини текста, «лучшей долей* для своего ребёнка считают работу, на которой не придётся ходить «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной*. Родителям хочется, чтобы ребёнок вырос красивым, образованным, уважаемым всеми человеком. |
3. Проблема непонимания между представителями разных поколений. (Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?) | 3. Родители, заботясь о будущем своих детей, не всегда слышат их мнение и разделяют их интересы. Взрослым кажется, что они лучше знают, каким должно быть будущее их детей. Подобное непонимание провоцирует конфликты в семье. |
4. Проблема двуличия людей. (В чём проявляется двуличие людей?) | 4. Двуличие человека проявляется в том, что он говорит людям не то, что думает на самом деле. Неискренность отталкивает людей. |
Вариант 17 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется человеческая самоотверженность?) | 1. Самоотверженность проявляется в способности оставаться верным своим убеждениям и чувствам, несмотря ни на что, в готовности руководствоваться высокими устремлениям на пути к своей цели, в реализованном желании отдавать свои силы благому делу, помогать людям и защищать Отечество. |
2. Проблема проявления силы женской любви. (В чём проявляется сила женской любви?) | 2. Сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания. Люди восхищаются тем, насколько сильно способна любить женщина. |
3. Проблема недопонимания в отношениях людей. (Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?). | 3. Недопонимание во взаимоотношениях людей можно преодолеть если не терять доверия к людям и оставаться верным своим внутренним устремлениям, действовать, как велит сердце. |
4. Проблема источников жизненных сил. (Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?) | 4. В самых жестоких обстоятельствах человеку помогает выжить сохранение доверия к людям, любовь к ним и стремление им помочь, облегчить их страдания. Сильным жизненным стимулом является ощущение своей причастности к общему святому делу защиты Отечества. |
5. Проблема сохранения силы духа, воли к победе на войне. (Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?) | 5. Воины берегли в душе память о любимых, и это помогало им выстоять в годы суровых испытаний, придавало им силы для отчаянного противостояния врагу. Они передавали из уст в уста рассказ о любви девушки-северянки. Когда ее любимый погиб в бою с врагами, бойцы в священном и праведном гневе снесли линию вражеской обороны. |
6. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?) | 6. Бесчеловечность войны проявляется в том, что она встаёт на пути самых сильных чувств, разлучая людей, разрушая человеческие судьбы. |
Вариант 18 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема коллективного творчества в литературе. (Допустимо ли коллективное творчество в литературе/) | 1. Коллективное творчество относится «к чрезвычайно сложным, запутанным и щекотливым литературным вопросам» и «имеет множество видов, условий и оттенков». Тем не менее в коллективном творчестве есть свой «архитектор», чьё имя будет высечено на фасаде дома. |
2. Проблема особенностей художественного стиля. (Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями?) | 2 У каждого писателя есть особенности художественного стиля. Так, стиль Дюма «узнаёшь и по характерному искусству диалога, по грубоватому остроумию, по яркости портретов и быта, по внутренней доброте». |
3. Проблема отношения к труду. (Как отношение к труду отражается на работе писателя?). | 3. Только такому трудолюбивому человеку, как Дюма, умевшему работать с самого раннего утра до самой поздней ночи, удалось создать огромное количество произведений. |
4. Проблема вклада в общее дело. (Нужно ли уметь признавать вклад других людей в общее дело?) | 4. Тот, кто участвует в коллективном творчестве, должен уметь признавать вклад других людей в общее дело. |
Вариант 19 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется самоотверженность?) | 1. Самоотверженность проявляется в готовности спасти людей , рискуя жизнью , собственным благополучием . |
2. Проблема преданности людям . (В нём проявляется преданность людям ?) | 2. Преданность близким людям проявляется в готовности помогать им в трудных ситуациях, оградить их от неприятностей , рисковать ради них жизнью , следовать за ними всюду. |
3. Проблема поведения в непредвиденной ситуации . (Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?) | 3. В непредвиденной ситуации необходимо проявлять смекалку и думать прежде всего о спасении близких людей. |
4. Проблема силы доброты и благожелательности. (В чём заключается сила доброты и благожелательности по отношению к окружающим людям?) | 4 . Сила доброты и благожелательности в том, что сердце даже самого недоброго человека, к которому отнеслись с любовью , с вниманием , способно оттаять . Доброта пробуждает в человеке желание совершать благородные поступки . |
Вариант 20 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?) | 1. Гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил. |
2. Проблема нравственного выбора человека на войне (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?) | 2. Война – это противоестественное состояние, поэтому порой она вынуждает человека делать противоестественный выбор, например заставляет доктора взять в руки оружие вопреки запрету международной конвенции о Красном Кресте. |
3. Проблема врачебного долга в условиях войны. (В чём заключается врачебный долг в условиях войны?) | 3. Врач не должен принимать участие в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали. |
Вариант 21 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений. (Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?) | 1. Любовь учителя к предмету, его увлечённость и стремление заинтересовать детей, разбудить их воображение помогает в формировании личности ученика, его интересов и увлечений. |
2. Проблема роли воображения в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет воображение?) | 2. Способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, «сообщает жизни то свойство, что мы называем поэзией». |
3. Проблема роли доброты в достижении цели. (Какую роль играет доброта в достижении цели?) |
3. По мысли автора, которую он вкладывает в уста учителя географии Черпунова, добротой можно добиться всего. |
4. Проблема отношений учителя и ученика. (Какими могут быть отношения учителя и ученика?) | 4. Общность интересов может породить дружеские, неформальные отношения между учителем и учеником. |
Вариант 22 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема готовности к самопожертвованию. (Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?) | 1. Люди готовы пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных людей, ради защиты Отечества. |
2. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявлялся патриотизм в годы войны?) | 2. Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну. |
3. Проблема поведения людей в годы войны. (Какие поступки люди совершали в годы войны?) | 3. В годы войны люди, движимые любовью к Родине, совершали героические поступки. |
4. Проблема роли воспоминаний в годы войны. (Какова роль воспоминаний в годы войны?) | 4. Воспоминания о детстве, о родных и близких людях поддерживают человека в суровые военные годы, придают ему сил. |
5. Проблема нравственного выбора человека. (Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?) | 5. Совершая нравственный выбор, человек думает прежде всего об окружающих его людях. |
Вариант 23 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема раскаяния. (Можно ли считать раскаяние искуплением вины?) | 1. Человек, искренне раскаявшийся в совершённом преступлении, искупает свою вину. |
2. Проблема проявления милосердия к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?) | 2. Преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения. |
3. Проблема выбора между законом и человеческим отношением. (Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?) | 3. Выбор между законом и человеческим отношением крайне сложный и мучительный. Нравственное чувство (в данном случае желание простить) иногда подсказывает более правильное решение, чем юридическая норма. |
4. Проблема столкновения идеала с реальной жизнью. (Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?) | 4. Когда идеальные представления человека сталкиваются с реальной жизнью, он испытывает чувство утраты: у рассказчика словно "отняли" веру в людей. |
Вариант 24 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?) | 1. Родина важна для человека своим историческим прошлым, созданным многими поколениями. Родина — это основа жизни каждого человека, его родное гнездо, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. |
2. Проблема ответственности людей за судьбу своей Родины. (Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?) | 2. На каждом из нас лежит ответственность за судьбу Родины, за сохранение наследия нашего народа, создаваемого веками. В годы бедствий люди начинают больше ценить Родину, осознавать свою ответственность за её судьбу, объединяются ради её спасения. |
3. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?) | 3. Русское искусство и наука оказали большое влияние на развитие мировой культуры. |
Вариант 25 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия. (Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?) | 1. Творчество таких поэтов, как А. С. Пушкин, обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир. |
2. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?) | 2. Народный поэт тот, чьи произведения и чья личность близки и понятны каждому человеку. И первым народным поэтом можно считать А. С. Пушкина, чьи произведения просты и искренни. |
3. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?) | 3. Тайна необыкновенной лирической силы Михайловского заключается в том, что все в этих местах напоминает о личности великого поэта, все озарено светом его поэзии. |
4. Проблема сохранения традиций и памятных мест. (Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?) | 4. Традиции празднования дня рождения А. С. Пушкина в Михайловском сохраняются, потому что люди гордятся своим великим земляком и свято берегут всё, что связано с памятью поэта. Благодаря этому все люди получают возможность приехать в Михайловское и прикоснуться к тому, что составляет славу России, а это очень важно для каждого, кто считает Россию своей Родиной. |
Вариант 26 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема тягот войны. (Что испытывают люди в годы войны?) | 1. В годы войны люди чувствуют безмерную усталость и скорбь, осознавая, сколько горя несёт война, и поэтому пробуждают в других стремление к победе. |
2. Проблема влияния войны на людей. (Как война влияет на людей?) | Война старит людей, оставляет глубокие следы в жизни тех, кто видит, сколько людей погибает в сражениях, кто чувствует ответственность за жизни других людей. |
3. Проблема проявления благородства в годы войны. (В чём проявлялось благородство в годы войны?) | 3. В годы войны были люди, которые служили примером благородного поведения, проявляли человечность даже по отношению к врагам. |
4. Проблема отношений между руководителем и подчинёнными. (Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?) | 4. Руководитель должен быть примером для своих подчинённых, должен быть честным по отношению к ним — такому начальнику люди будут верить, будут с уважением относиться к нему. |
Вариант 27 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема силы любви. (Какова сила любви?) | 1. Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить. исцеляет их. |
2. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?) | 2. Внимательное отношение к людям пробуждает у них интерес к жизни. У человека, окружённого заботой, становится легче на сердце. |
3. Проблема лжи во спасение. (Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?) | 3. Человек может лгать окружающим людям, движимый желанием спасти их, помочь им. |
4. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?) | 4. Внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой, широкой душой. |
Вариант 28 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?) | 1. Картины художников, таких как И. И. Левитан, проникают в сердце человека и открывают ему красоту природы, заставляя видеть её через призму художественного гения творца. |
2. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?) | 2. Творчество художника, такого как И. И. Левитан, лучше всего помогает понять соприкосновение с тем, что составляет душу его живописи: с пейзажами средней полосы России, её природой, людьми. |
3. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?) | 3. Встречи с творчеством художника могут произойти не только в Третьяковской галерее. Так, понимание того, что составляет главную прелесть художественного творчества И. И. Левитана, происходит во время пребывания в средней полосе России, где не покидает ощущение, что «Левитан был только что здесь», ведь только он мог показать всё великолепие этих уголков природы. |
4. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?) | 4. Мы благодарны художнику, такому как И. И. Левитан, за то, что он учит нас видеть красоту в самом обыкновенном, открывает для нас невыразимую прелесть русской природы, одаривает нас счастьем любования родиной и ощущения слияния с ней душой. |
5. Проблема обретения любви к Родине. (Как любовь к Родине проникает в сердце человека?) | 5. Любовь к Родине проникает в сердце человека через любование красотой родной природы, через слияние с ней, а ещё — через творчество художника, открывающего людям эту красоту и осознание в самих себе любви к России. |
6. Проблема отношения к красоте родной природы. (Кому открывается красота родной природы?) | 6. Красота родной природы открывается каждому, кто способен воспринять её сердцем. |
Вариант 29 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?) | 1. В произведениях А. П. Чехова пошлость «многолика». Порой она может проявляться в честолюбии героев, в их желании покрасоваться не своими заслугами. |
2. Проблема честолюбия "маленького человека". (В чём проявляется честолюбие маленького человека?) | 2. "Маленький человек" всеми силами стремится придать значимость своему существованию, не брезгуя при этом обманом. |
3. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?) | 3. Внешние атрибуты не являются мерилом истинной человеческой значимости. |
Вариант 30 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема самоотверженной родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?) | 1. Ради спасения своего ребёнка мать готова пожертвовать даже собственной жизнью. |
2. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает страдание?) | 2. Человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания. |
3. Проблема отношения человека к животным. (Как человек должен относиться к животным?) | 3. Человек должен понимать, что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя, например, отнимать оленёнка у его матери, которая готова ради детёныша пожертвовать своей жизнью. |
4. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?) | 4. Даже самой благородной целью нельзя оправдать убийство живого существа. |
Вариант 31 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема воспитания любви к поэзии. (Как воспитать любовь к поэзии?) | 1. Воспитать любовь к поэзии можно «красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк». |
2. Проблема значения книги в жизни человека. (Почему нужно любить книги?) | 2. Книги воспитывают людей. « Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его». |
3. Проблема восприятия красоты художественного слова. (Как научиться воспринимать красоту художественного слова?) | 3. «Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей». |
4. Проблема благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии. (Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?) | 4. Тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии, необходимо благодарить, ведь работа с поэтическим словом — это кропотливый труд, требующий самоотдачи. Если человека воспитывать в любви к поэзии, из «преданного читателя поэзии» может вырасти профессиональный поэт. |
5. Проблема взаимоотношений поэтов и читателей. (Как взаимодействуют поэт и читатели?) | 5. Поэт воспитывает своей поэзией читателей, а добрые, но взыскательные читатели, в свою очередь, становятся «тайными соавторами» стихов поэта. |
6. Проблема определения качеств настоящего поэта. (Какими качествами должен обладать настоящий поэт?) | 6. Чтобы стать поэтом, нужно иметь совесть, обладать умом, проявлять смелость, любить свои и чужие стихи, хорошо писать стихи, любить свой народ. |
Вариант 32 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?) | 1. Нашу национальную гордость составляют величайшие мирные победы в истории человечества, среди которых полёт Юрия Гагарина в космос. |
2. Проблема определения значения первого полёта человека в космос. (Каково значение первого полёта человека в космос?) | 2. Первый полёт человека в космос стал отсчётом нового времени, моментом возникновения новой эры в жизни человечества. |
3. Проблема смены эпох в жизни человечества. (Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?) | 3. Смену эпох определяют великие события, среди которых первый полёт человека в космос. |
4. Проблема определения особенностей национального характера. (В чём состоят особенности национального характера русского народа?) | 4. Национальному характеру русского народа свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше - в гений человечества. |
5. Проблема бессмертия великих человеческих свершений. (Как долго живёт память о великих человеческих свершениях?) | 5. Память о великих человеческих свершениях бессмертна. Так, "полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля". |
6. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?) | 6. Счастье поколения состоит в возможности жить в эпоху великих свершений, так или иначе чувствуя свою причастность к ним. |
7. Проблема определения предмета гордости мыслящего человечества. (Что составляет предмет гордости мыслящего человечества?) | 7. Предмет гордости всего мыслящего человечества составляют достижения людей мира во всех областях науки, техники и искусства. |
Вариант 33 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Значение города в развитии у человека «чувства природы». (Как влияет город на развитие чувства любви к природе?) | Город не «убивает чувство природы», наоборот, воспитывает это чувство в человеке. |
2. Проблема путешествий. (Что такое «свободное» путешествие»?) | 2. Путешествие должно быть «свободным»: путешественник должен забыть о личных интересах и добросовестно изучать местную жизнь. |
3. Проблема краеведения. (Кого можно считать настоящим краеведом?) | 3. Настоящий краевед не просто много знает о своём крае, но и хорошо понимает жизнь простого человека, живущего на этой земле, жизнь трудового человека. |
4. Проблема «трудового опыта». (Как можно оценить значение «трудового опыта»?) | 4. «Трудовой опыт» — это источник вдохновения не только отдельных людей, например писателей, это и «общее достояние». |
Вариант 34 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема сохранения исторической памяти. (Почему важно сохранять историческую память?) | 1. Важно сохранять историческую память, поскольку память человека ограничена в своих возможностях и наша история постепенно забывается: Великая Отечественная война у ходит все дальше в невозвратное прошлое, редеют ряды ветеранов, участников тон войны. И долг каждого, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме. |
2. Проблема роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти. (Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?) | 2. Роль литературы, искусства в сохранении исторической памяти огромна: те, кто связан с литературой, искусством, должны запечатлеть как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств о нашем прошлом в виде рассказанных по радио и телевидению историй, написанных очерков, статей. |
3. Проблема подвига людей в годы войны. (В чем заключается подвиг людей в годы войны?) | 3. Беспримерный подвиг людей в годы Великой Отечественной войны заключается в том, что они и на фронте, и в тылу ценой собственных жизней боролись с фашизмом, защищая от него свою страну, заботясь о жизни будущих поколений. |
Вариант 35 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема постижения тайны творчества. (Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?) | 1. Очень трудно до конца постичь тайну обращенного к сердцам людей творчества художника. Тайна И. И. Левитана состоит в том, что он показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране. |
2. Проблема природы гениальности художника. (В чём заключается гениальность художника?) | 2. Гениальность художника заключается в том, что он способен передать в полотнах свои чувства. До И. И. Левитана никому не удавалось высказать в полной мере любовь к родной стране, помочь людям выразить эту любовь и понять ее в самих себе. |
3. Проблема воздействия живописи на людей. (В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?) | 3. Живопись оказывает сильное эстетическое воздействие на зрителей. Открывающаяся на полотнах И. И. Левитана простая и в то же время величественная красота Средней России облагораживает людей и приобщает их к этой красоте, рождает в их сердцах любовь к Родине и гордость за нее. |
4. Проблема приобщения к красоте родной страны. (Как происходит приобщение к красоте родной страны?) | 4. Приобщение к красоте родной страны происходит через любовь к её природе, через восприятие картин. И. И. Левитан своими полотнами открыл нам необыкновенную красоту самых простых российских пейзажей. |
5. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как красота природы влияет на человека?) | 5. Необыкновенная красота природы пробуждает в человеке любовь к родной стране. Достаточно увидеть хотя бы однажды российские пейзажи, чтобы «сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой ». |
6. Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется истинная любовь к Родине?) | 6. Истинная любовь к Родине проявляется в готовности отдать ей все душевные силы. |
7. Проблема осознания России своей второй Родиной. (Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?) | 7. Миллионы людей полюбили Россию и считают ее своей второй Родиной, потому что "с глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя". |