Сочинение по тексту:
Воспоминания В. Пескова, известного натуралиста, посвящены детским годам и, прежде всего, его любимому учителю. Может, именно под влиянием этого педагога родилась в душе его ученика любовь к природе, желание изучать её? Раздумывая над этим, я пришёл к выводу о том, что проблема, поднимаемая автором, связана с отношениями учителя и ученика.
Автор рассказывает о своей дружбе с учителем. О том, как педагог учил любить природу, землю, деревню, как своим личным примером показывал, что значит чувствовать всё живое. Учитель не преуспевал в жизни, он писал слабые стихи, жил в жалкой избёнке, но именно к нему спешил автор, чтобы поговорить, получить совет. Учитель открывал для В. Пескова мир природы. Он рассказывал сказки, истории из жизни, хвалил, когда что-то хорошо получалось, делал справедливые замечания.
Позиция автора текста не сформулирована открыто. Но, мне думается, автор хотел сказать нам о том, что настоящий учитель становится для учеников старшим другом, о котором помнят всю жизнь. Вряд ли таким был для детей учитель классических языков Беликов, герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Он радовался, только когда читал инструкции и циркуляры, всегда ждал, что случится что-то плохое, искал, за что надо наказать гимназистов, всё высматривал, шпионил и больше молчал. Этот закрытый для всего мира человек не мог снискать любовь учеников, и вряд ли кто-то из них захотел бы стать его другом.
Совершенно другой образ наставника представлен в рассказе В. Распутина «Уроки французского». Автор создал образ преподавательницы французского языка, которая приняла материнское участие в сложной судьбе своего ученика. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны — она стала играть с мальчиком «в пристенок» на деньги — скрывается человеческое стремление помочь другому. Так учительница давала ребёнку в трудное послевоенное время получить немного денег на пропитание. Это пример гуманности, способности к жертвованию своими интересами ради спасения ребёнка.
Я думаю, что настоящий учитель — это любящий человек, какой и была Лидия Михайловна.
Текст В. Пескова:
1)Учитель хотел, чтоб мы любили деревню.
(2)— Поэты вырастают в деревне. — (3)Для доказательства он вспоминал имена, и правда выходило: поэты вырастали в деревне.
(4)Учитель любил дисциплину, рассчитывал на уроке всё до минуты. (5)Но когда на сухие репейники под окна опускались щеглы, он тихонько открывал раму и сыпал на подоконник семечки.
(6)Летом мы пололи свёклу, возили сено, ходили собирать землянику, молотили подсолнухи. (7)В первый день десятого класса учитель сказал:
(8)— Вот что, друзья, опишите мне поле. (9)Я хотел, чтобы вы учились не только по книжкам. (10)Я хочу знать, как вы любите землю...
(11)Через пять дней учитель принёс тетрадки.
(12)— Петрову — «три», опять ошибки... но это сочинение я прочту вслух. (13)Петров сидел красный и счастливый.
(14)Учитель закрыл тетрадку, сказал:
(15)— Хорошо. (16)Только как же ты перепёлку забыл? (17)Это же лучшая песня на поле. (18)Все улыбнулись, потому что знали слабость учителя. (19)В его холостяцкой избёнке в
клетке из тонкого хвороста жила перепёлка...
(20)Мы подружились с учителем. (21)Уже после школы, приезжая в отпуск, я в первый же день стучался в избёнку. (22)Учитель приносил из погребка холодные огурцы, варил на плите картошку и чай. (23)Когда все новости были рассказаны, мы чуть слышно свистели, и в клетке из хвороста начиналась песня: «Спать пора! Спать пора!..»
(24)Чистые, резкие звуки бились о стены, где висели пучки засохших цветов, репродукция левитановской «Осени», пожелтевшая фотография молодой женщины.
(25)Учитель листал тетрадки, а когда разгибался, чтоб отдохнули глаза, рассказывал: (26)— Возле Одессы есть место: женщины утром по целой корзине набирают разбившихся
перепёлок. (27)Перепёлки ночью летят на юг и в этом месте, как в коридоре, сбиваются в стаи и бьются о провода...
(28)Если я приезжал летом, мы уходили в лес или садились около ржи послушать вечерние голоса. (29)Над полем неслышно летал козодой, шмели обивали с колосьев пыльцу. (30)На топком месте монотонно кричал одинокий дергач, а рядом во ржи били перепела.
(31)В нашей области у пастухов живёт хорошая сказка.
(32)Дергач пришёл к перепёлке посвататься. (33)«Нет, дружок, — ответила перепёлка, — ты беден, у тебя и телушки нету...» (34)«Будет телушка», — ответил дергач и ушёл на болото искать...
(35)И, должно быть, нашёл.
(36)«Тпрусь! Тпрусь!..» — кричит дергач.
(37)А перепёлка волнуется. (38)У перепёлки самой ни кола, ни двора.
(39)«Вот — идёт! Вот — ведёт! Хлева — нет! Негде — деть».
(40)«Тпрусь! Тпрусь!» — гонит телушку дергач...
(41)Сказку мы вспоминали каждое лето.
(42)— Как придумано, а? А ты говоришь, пастухи!.. Вот что, в другой раз приедешь — пойдём ловить перепёлок.
(43)Это был последний разговор с деревенским учителем. (44)Осенью я получил телеграмму: «Василь Николаевич умер...» (45)Я был в отъезде и опоздал попрощаться.
(46)Школьники показали холмик свежей земли на опушке. (4 7)Дальняя родственница Василь Николаевича провела в хорошо знакомую комнату... (48)Пучки засохших цветов, репродукция «Осени», пожелтевшая фотография.
(49)— А это он велел вам показать...
(50)В свёртке были стихи. (51)Я просидел у лампы всю ночь. (52)Стихи были слабыми. (53)Учитель знал это, и потому стихи много лет были стянуты старым шпагатом... (54)А как же быть с перепёлкой? (55)Не подумав, я решил её выпустить.
(56)Птица взвилась над скошенным полем и вдруг камнем упала на стежку. (57)Я подержал в руке тёплый комочек. (58)Сердце не билось. (59)Слишком долго пробыла в клетке...
(По В. Пескову)