Сочинение ЕГЭ:
Наставник… Как важно, когда в твоей жизни есть человек, который всегда будет примером для подражания, к которому можно обратиться в трудные моменты жизни за советом, помощью, поддержкой. Проблему наставничества поднимает и автор предложенного мне текста Н.В.Горланова.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, автор обращается к повести Марины Голубицкой «Вот и вся любовь», посвящённой пермской учительнице литературы Елене Николаевне. Не случайно Н.В.Горланова так подробно описывает воспоминания героини о преподавателе: о том, как «выжили Елену Николаевну из элитной школы», как ушла она преподавать в школу рабочей молодёжи, как страдала от «ностальгии, одиночества, болезней», оказавшись за границей. Автору важно показать: несмотря на то что героине так много пришлось пережить, каждый фрагмент её жизни может быть примером для всех. Анализируя своё отношение к Елене Николаевне, рассказчик приводит читателя к пониманию роли наставника, Учителя. Ум, искренность, поражающая любовь к ученикам, «её доброта и широта взглядов» - вот те черты, которые привлекали как детей, так и взрослых. Особое внимание автор уделяет мыслям Елены Николаевны о «Вишнёвом саде», о будущем России, считая, что помимо повседневных уроков добра, мудрости, настоящий наставник должен давать правильные нравственные ориентиры. Искреннем чувством признательности, благодарности, любви проникнута каждая строчка предложенного мне текста.
Позиция автора не вызывает сомнений. Н.В.Горланова справедливо считает, что трудно переоценить роль наставника. Автор убеждена в том, что после настоящего учителя «останутся ученики - много учеников». И все будут помнить её уроки…
Тот вывод, к которому приходит Н.В.Горланова в ходе своего рассуждения, понятен и близок мне. Я также считаю, что становление характера, личности зависит от того, чьему примеру ты будешь следовать, кого выберешь в наставники.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к публицистическому произведению Б.Васильева «Летят мои кони». В центре нашего внимания один из героев, доктор Янсен. Мы узнаём, что простой, скромный, немолодой врач, который в любую погоду пешком обходил самый бедный район города Смоленска, для многих жителей становится настоящим примером. Вместе с главным героем мы видим, как к врачу обращаются и за житейскими, и за жизненными советами, просят помощи в трудные минуты, как не отказывает он никому в своей поддержке, жертвует собой, спасая двух подростков из канализационного колодца. Повлияло ли знакомство с доктором на героя-рассказчика? Безусловно, для автора автобиографической повести Б.Васильева святой города Смоленска, а именно так называли Янсена жители, стал образцом благородства, самопожертвования, честности.
Убедиться в том, насколько важен выбор наставника, помогает поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Был ли у главного героя пример для подражания? Мы видим, как следует главный герой Павлуша важному наказу отца, которого считает для себя образцом, как бережёт он копеечку, как пытается разбогатеть любыми способами. Выполняя совет отца, Чичиков спекулирует на голодных товарищах, продавая им пряники, булки, бессовестно обманывает старого повытчика и его некрасивую дочь, забыв о законах нравственности, занимается мошенничеством, скупая мёртвые души. Н.В.Гоголь убеждает нас в том, к каким духовным потерям может привести подражание человеку, в жизни которого неверно расставлены нравственные ориентиры.
Текст Н.В.Горлановой обращён к каждому из нас. Поставив себя на место главных героев, начинаешь понимать, какую роль играет в жизни наставник, Учитель.
Текст Н.В.Горлановой
1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой «Вот и вся любовь». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).
(3)А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.
(6)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!
(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16)Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
—(18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19)Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20)Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.
(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.
(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть.