Сочинение ЕГЭ
Я прочитала текст известного лингвиста Алексея Леонтьева, в котором он задаётся вопросом, а всегда ли современники могут оценить по достоинству серьёзные научные открытия.
Рассматривает автор эту проблему на примере швейцарского учёного Фердинанда де Соссюра, который в 20 лет «вычислил» два звука, не сохранившихся ни в одном из известных нам индоевропейских языков. Тогдашние знаменитые учёные назвали его труд «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным». Да и студенты в своё время не особенно стремились попасть на его лекции. Но два любимых ученика не забыли всё же своего учителя и издали его лекции. И через полвека оказалось, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.
Я совершенно согласна с Алексеем Леоновым, что не всегда труд великих учёных современники оценивают по достоинству. Несколько веков назад первооткрыватели в науке Джордано Бруно, Николай Коперник были просто гонимы, о каком уж признании тут говорить.
Выдающийся отечественный биолог Николай Вавилов осуждён и приговорён к расстрелу, потому что такие области знания, как генетика и кибернетика, были запрещены, как «буржуазные лженауки». Противостояние истинного учёного Вавилова и «учёного» от партийного руководства Лысенко хорошо описал в своей книге «Белые одежды» Владимир Дудинцев.
Я считаю, что талантливые учёные будут всегда, а серая посредственность должна не мешать, освободить дорогу, так как настоящий талант как создать, так и убить всё равно невозможно.
(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог... (2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (З)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!
(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (б)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. (8)Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука», любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире...». (9)3десь он делал паузу, а затем прибавлял: «...одиннадцать человек». (10)Но всё равно это — открытия.
(11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
(13)Во второй половине XIX века во Франции работал молодой швейцарский учёный по имени Фердинанд де Соссюр. (14)Ему было двадцать лет, когда он написал небольшую книгу о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках. (15)Когда-то существовал язык, из которого развились в дальнейшем и русский, и немецкий, и латынь, и греческий, и армянский, и языки Ирана, Пакистана и Северной Индии. (16)Так вот, юный де Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных нам индоевропейских языков.
(17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным»...
(20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть.
(25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и самого профессора и восстановив на их основе текст курса. (27)«Курс общей лингвистики» вышел в свет в 1916 году и мгновенно сделал имя де Соссюра знаменитым среди языковедов всего мира. (28)И примерно в то же время были впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских языков — хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука, «вычисленных» за полвека до этого де Соссюром!
(31)Оказывается, уже в юности де Соссюр исследовал языки по своей системе, которую изложил ученикам только в самые последние годы жизни. (32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.
(По А.А. Леонтьеву*)