Сочинение ЕГЭ: Проблема одиночества. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»
Познакомившись с одним из произведений Александра Исаевича Солженицына - «Матренин двор», я могу смело сказать, что оно стало одним из моих любимых в творчестве данного писателя..
В своем рассказе автор описывает сразу несколько нравственных проблем. Одна из них – это проблема одиночества. Прочитав буквально несколько страниц этого замечательного произведения мы уже можем заметить, что главная героиня рассказа – Матрена живет в одиночестве. В пример можем привести цитату из текста: «…Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны…». Но не смотря на этот, достаточно омрачающий факт одинокой жизни Матрены, она не чувствует себя такой уж и одинокой. Ее одиночество скрашивает труд. Вся ее жизнь посвящена различного рода труду, работой по хозяйству.
Автор пишет: «…Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом...». По описанию Александра Исаевича Солженицына главная героиня рассказа представляется нам, как: сильная и независимая женщина, с волевым и незыблемым характером.
Я согласна с мнением автора, и его описанием Матрены, что он ее представляет читателю, как женщину «стального характера», но также мое мнение и расходится с авторским. Я считаю, что Матрена сильна духом, но все это из-за того, что она одинока. Ей явно нахватает любви, тепла и поддержки близких ей людей.
Говоря об одиночестве главной героини рассказа Солженицына «Матренин двор» сразу вспоминается роман Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи». Это произведение отлично подойдет для описания героя, который так же находится в состоянии одиночества, как и Матрена. В своем романе, автор описывает проблему одиночества Мечтателя, счастье, которое он так хотел приобрести – не нашел.
Герой знакомится с прекрасной девушкой - Настенькой, в которой он находит свое спасение от одиночества. Однако Настенька, оставшись верна своему чувству, бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Человеку не присуще одиночество, это мука. Поэтому вся жизнь - это поиск счастья. А творческого человека, которого разрывают противоречия, эти иллюзии манят и ранят еще сильнее. Мечтатель остается одиноким в холодном, не понимающем его городе.
Следующим прекрасным произведением, для примера вышеизложенного материала, можно привести роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой находится в одиночестве, погруженный в собственные мысли, и не может найти отдушина для своей «неспокойной души».
Так проанализировав несколько произведений известных и полюбившихся всем авторов, мы можем сказать о том, что проблема «одиночества» занимала центральное место в произведениях многих русских писателей и поэтов. Так мы видим, на примере нескольких произведений, трагичность судеб героев романов.
Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что судьба героев романов Достоевского и Пушкина – трагична, так же, как и судьба главной героини рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Все три произведения повествуют о несчастной судьбе главных героев, которые так или иначе не смогли найти счастья в этом огромном мире.
В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.
- Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.
Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.
- Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!
- Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.
- Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.
А.И. Солженицын, «Матрёнин двор».