Сочинение по тексту:
Часто приходится слышать по разным поводам, что очень трудно заставить себя приняться за дело, на это требуется мобилизовать всю свою волю, зажать в кулак, и нужно найти способ, как этого добиться. Над этой интересной и действительно важной для многих людей проблемой размышляет С. Соловейчик.
Вначале он с иронией пишет о десятках книг, посвящённых развитию воли. Беда в том, что «слова на волю не действуют», а значит читать всё это интересно, но бесполезно. Не менее скептически настроен автор и по отношению к различным способам закалять волю — от холодного душа до лежания на гвоздях. Более того, он делает парадоксальное заявление, что слабая воля — «не такой уж страшный грех». Только после этого С. Соловейчик переходит к главному для него вопросу — о воле к работе. Именно в таких случаях слабоволие и становится опасным, потому что от него страдает не только сам человек, но и близкие люди. В качестве положительного примера автор приводит умение сосредоточенно и напряжённо работать, которым отличался А.Н. Туполев, «человек огромной воли». Однако после рассуждений авиационного конструктора, которому «труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему», С. Соловейчик замечает, что дело здесь не в самой по себе воле, а в том, что направлена она на дело, которому А.Н. Туполев посвятил жизнь: «Воля для него была не шатким мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой ... к вершине мастерства и успеха».
Так постепенно автор ведёт читателя к пониманию своей позиции, которая заключается в том, что надо сначала просто заставить себя думать о самой работе, а не о том, как приступить к ней. Необходимо научиться «направлять ту слабую волю, которая всё-таки есть у каждого живого человека, не на себя, а на дело!» — к такому выводу приходит публицист.
В справедливости мнения С. Соловейчика не приходится сомневаться. Хотя бы раз любой из нас пробовал заставлять себя заниматься каким-то делом, сесть за домашнее задание, начать уборку комнаты или подготовку к экзаменам. Но по-настоящему увлечься работой так, как мог Туполев, способен не каждый. И всё же найти интерес в деле, которым занимаешься, можно и нужно. Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев Андрей Болконский, разочаровавшись в своём кумире Наполеоне и отказавшись от желания добиться подобной славы, оказывается на перепутье. После ранения и плена, смерти жены и рождения сына он поселился в своём имении, тяжело переживая духовный кризис. Но его способность сосредоточенно заниматься делом, даже не самым интересным для него самого, но полезным и нужным многим, помогает ему собраться и вернуться к активной жизни. Сначала он занимается преобразованиями в имении, а потом обнаруживает в себе силы и желание приносить пользу не только своим крестьянам, но и всему государству, работая в комиссии Сперанского по подготовке реформ.
Иначе показан в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина путь главного героя, человека умного, образованного, наделённого яркой индивидуальностью, но не привыкшего к какой-либо трудовой деятельности. Почувствовав пресыщение светской суетой, Евгений стремится чем-то заполнить свою жизнь, «но труд упорный ему был тошен». Он так ничем и не смог заняться всерьёз, или, как говорит С. Соловейчик, направить волю не на себя, а на дело. А в результате — «недуг» под названием «хандра», глубокое разочарование в жизни, потеря друга и той женщины, которая могла бы составить его счастье.
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что вовсе не обязательно быть выдающимся учёным, великим художником или полководцем, чтобы научиться видеть интерес в деле, которым занимаешься, и развить в себе волю к труду, стремление делать свою работу как можно лучше.
Текст С. Соловейчика:
(1)Есть десятки книг и брошюр о развитии воли. (2)В них немало остроумных мыслей, много хороших советов, и написаны они интересно. (3)Но сколько их ни читаешь, никогда не возникает ощущения, что немного прибавляется этой самой воли. (4)Ничуть не становишься сильнее!
(5)Слова на волю не действуют, вот в чём трагедия. (6)Кто-то даже написал, что борьба слов с волей — это борьба глиняного горшка с чугунным...
(7)Есть сотни способов закалять свою волю, обливаться холодной водой, спать на гвоздях, отказывать себе в том, что любишь, — словом, истязать себя всевозможно.
(8)Про эти способы я ничего не могу сказать, так как никогда не пробовал их на себе.
(9)Речь пойдёт об одном — о работе. (10)В конце концов, слабая воля, если она не ведёт к тяжёлым проступкам, не такой уж страшный грех, от которого каждому человеку во что бы то ни стало надо избавиться. (11)Лишь на одно наше слабоволие не должно распространяться на работу. (12)Работать нужно, и нужно уметь заставить себя работать, иначе и сам пропадёшь, и все, окружающие тебя, все, кому ты дорог и кто дорог тебе, — пострадают.
(13)Однажды авиационного конструктора А.Н. Туполева спросили:
(14)— Трудно ли втянуться в работу после перерыва, трудно ли сосредоточиться на работе? (15)Туполев ответил:
(16)— Вопрос следовало бы поставить наоборот. (17)Труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему. (18)И находясь в театре, я во время антракта могу начать думать о тех вопросах, которые меня занимают. (19)Это может быть и в гостях.
(20)Ничего неожиданного в ответе нет. (21)Мы привыкли читать о громадной работоспособности великих людей — тех, кто страстно увлечён своим делом. (22)Но что же выходит, конструктору совсем не приходилось прикладывать усилий воли? (23)Воля ему вроде бы и не нужна, раз её полностью заменяет увлечение?
(24)Однако это предположение нелепо. (25)Про Туполева известно, что это был человек огромной воли.
...(26)У конструктора была огромная воля, но направлена она была не на то, чтобы заставлять себя, не на себя, а на дело. (27)Он весь был устремлён к достижению лучших результатов в работе. (28)Воля для него была не шатким мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой «внутри» самого дела, к вершине мастерства и успеха.
(29)3начит, всякий раз, когда не хочется приниматься за работу, надо заставить себя думать — сначала просто думать! — не о том, что не хочется приниматься за работу, а о самой работе. (30)Направлять ту слабую волю, которая всё-таки есть у каждого живого человека, не на себя, а на дело!
(По С. Соловейчику)