Сочинение по тексту:
Писатели входят в нашу жизнь по-разному. Одних мы знаем с раннего детства, другие: открываются в юности, к постижению идей третьих идём всю жизнь.
К таким художникам слова, постигаемым далеко не сразу, медленно, постепенно,в результате серьёзных раздумий о мире и себе, относится, безусловно, Лев Николаевич Толстой.
В предлагаемом для анализа тексте русского и советского писателя В. Быкова поднимается проблема влияния личности и творчества Л.Н. Толстого на формирование личности читателя. Нет сомнений в том, что этот вопрос, ставший актуальным ещё при жизни великого писателя, не утратил своей значимости и в XXI веке. Вдумчивый, талантливый читатель, обращаясь к «Войне и миру», «Анне Карениной», «Воскресению», вслед за литературными героями совершает свои, субъективные нравственные открытия, которые становятся основой мировоззрения.
Рассуждая о влиянии личности и творчества Л.Н. Толстого на человека, автор задаётся вопросом: «...откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни... знание потаённой человеческой души?» Рассуждения В. Быкова чрезвычайно глубоки и точны. Он справедливо считает, что Л.Н. Толстой обладал «щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ». Именно точность, яркость и глубина мыслей великого писателя, его искренность, глубокое проникновение в тайну человеческой души, никогда не прекращающийся поиск нравственного идеала заставляют вновь и вновь обращаться к его творчеству. Откуда такое глубинное знание жизни? Автор убеждён: талант создателя «Войны и мира» «...во врождённом свойстве души — степени человеческой сопричастности к другим, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной».
В. Быков приходит к выводу: причина колоссального нравственного влияния личности и творчества Льва Николаевича Толстого в его душевной неуспокоенности, в постоянном поиске ответов на вечные вопросы жизни.
С мнением автора невозможно не согласиться: Л.Н. Толстой — уникальная личность в истории мировой культуры. Поражает глубина его духовных исканий, вечное стремление к совершенству, человеческая сопричастность ко всему, что происходит на «прекрасной и грешной земле».
Можно привести огромное количество примеров того, как творчество Л.Н. Толстого влияет на читателей, как духовные откровения этого серьёзного, глубокого мыслителя формируют и совершенствуют человеческую душу. Обратимся к бессмертному роману-эпопее «Война и мир». Все любимые герои автора: князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — находятся в постоянном поиске смысла жизни, путей духовного совершенства. «Диалектикой души» назвал сам автор такую неуспокоенность, когда без осознанного нравственного идеала герой не может быть счастлив. Поэтому и князь Андрей, и Пьер, и Наташа страдают, ищут, находят и вновь теряют» Главное — они не живут самоуспокоенно, довольствуясь богатством и положением в великосветском обществе. Думаю, именно о таких людях, как его любимые герои, Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Несомненно, миллионы людей знают и правильно понимают это известнейшее изречение писателя. Безусловно, речь идёт не столько о спокойствии, сколько о безразличии человека, о его душевной самоуспокоенности.
Ещё одна цитата из «Войны и мира» является, на мой взгляд, девизом многих серьёзных и талантливых людей. Пьер Безухов, герой, по мнению Л.Н. Толстого, пришедший в результате духовных поисков к пониманию счастья, говорит: «Главное — жить, главное — любить, главное — верить». Одна только эта фраза, ставшая результатом философского осмысления жизни самим писателем, сформировала, вероятно, немало красивых и сильных человеческих душ.
Таким образом, можно сделать вывод: великий русский писатель Лев Николаевич Толстой — человек-мыслитель, человек-творец — обладал неиссякаемой глубиной ума, живостью наблюдений, исключительной искренностью, умением проникать в тайну человеческой души, стремлением к нравственному идеалу. Душевная самоуспокоенность была ему чужда. Своей жизнью, творчеством, непрекращающимися духовными поисками Л.Н. Толстой даёт «великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху».
Текст В. Быкова:
(1)Лев Николаевич Толстой впервые вошёл в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2)Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы её героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далёкого прошлого не могли не пленить воображение. (3)Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4)Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.
(5)И это прекрасно, когда общение с его духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6)Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.
(7)Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки:
(8)«Герой..., которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
(9)Казалось бы, всё очень просто, иначе и не может быть: правда была и остаётся великим содержанием литературы. (10)На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, столь изменчивой и текучей категорией, какой является правда. (11)Толстой же обладал удивительной, по-видимому врождённой, способностью различать в запутанных и многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал её в непременного героя его художественной прозы. (12)Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности... чем наука». (13)Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый сколько-нибудь серьёзный писатель или думающий читатель.
(14)Мы должны задуматься и о том, откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни, откуда у него такое глубокое понимание народа, знание потаённой человеческой сущности? (15)Дело, наверно, всё-таки не в образе жизни, а во врождённом свойстве души — степени человеческой сопричастности к другим, себе подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в огромнейшей мере был наделён Лев Толстой. (16)Это нам теперь видна ограниченность некоторых его духовных исканий, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. (17)Но большое видится на расстоянии, а для него был важен главнейший из исповедуемых им жизненных принципов: (18)«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
(19)Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (20)Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (21)Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?
(По В. Быкову)