Сочинение ЕГЭ:
Есть место, где не имеют значения ваши возраст, социальный статус, карьерные успехи, место, с которым связаны самые сокровенные, яркие, радостные воспоминания. Да, это родной дом, мысли о нём согревают долгие годы, и, наверное, каждый из нас без него чувствует себя одиноким. Проблему роли отчего дома в жизни человека понимает в своем тексте известный русский писатель В. Железников.
Чтобы проанализировать данный вопрос, автор обращается к жизненной ситуации своего героя – Николая Николаевича – и рисует человека, возвратившегося в родной дом спустя 30 лет разлуки. Показывая, насколько сильно желание героя «попасть в окружение старых стен» писатель отмечает, что пожилой человек не столько страшится смерти, сколько боится не добраться до отчего дома. Не случайно центральное место текста занимают детские воспоминания Николая Николаевича о доме, который «казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом» и наполненным родными и близкими людьми. Читая эти строки, понимаешь, что именно эти, ранние впечатления оказываются самыми теплыми, согревающими даже «в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны». Финальный абзац текста обращает нас к надежде и тайной мечте Николая Николаевича о том, что «здесь поселится его сын с семьёй» - быть может, таким образом В.Железняков обращает наше внимание на то, что дом - это не только прошлое, но и будущее, именно на нем «держится» связь поколений.
Позиция В.Железнякова не прописана, но её можно понять по описанию чувств и мыслей главного героя. Уверенность автора в том, что дом действительно играет важную роль в жизни многих поколений, подчеркивается и действиями Николая Николаевича по восстановлению родового гнезда Бессольцевых, и мыслями о том, что «невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют» сына, который «уже никогда не сможет забыть родного дома», а значит, всё в жизни «встанет на круги своя».
Мне понятна и близка позиция автора, кроме того, я уверена, что родной дом – это не только светлые воспоминания: будущее человека во многом зависит от места и окружения, в которых он провел свое детство.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, мне бы хотелось обратиться к одному из своих самых любимых произведений - к роману И.А.Гончарова «Обломов». Автор рассказывает о жизни молодого Ильи Ильича, о лени, скуке и апатии, с которыми тот не в состоянии справиться. Перед нами человек, который уже несколько лет подряд, лёжа на диване, «работает» над планом устройства имения. Поражает, что больше всего в жизни он радуется возможности не ходить на службу, встречаться с друзьями, а проводить время, предаваясь бесплодным мечтаниям. Что дало начало этому пожизненному бездействию? Безусловно, это детство героя, время, когда самому Илюше и хотелось бы бежать «к горе, посмотреть, куда делась лошадь», а ему уже не давали, когда на каждое его «живое» движение из окна слышался запрещающий голос матери. Детально описанная жизнь в Обломовке не позволяет сомневаться: существование Ильи Ильича было предопределено его детством.
В том, как много черпает человек из родного дома, впечатлений детства, можно убедиться, прочитав публицистическое произведение Б.Васильева «Летят мои кони…» Известный писатель, анализируя своё детство: беседы с отцом, трепетное отношение к книгам в доме, запомнившуюся на всю жизнь историю доктора Янсена, первую экскурсию к старейшему жителю г. Смоленска – священному дубу кривичей – уверен, что именно эти уроки жизни и позволили ему состояться как гражданину, патриоту.
«Родительский дом – начало начал»- так поётся в известной песне. Оказывается, очень важно, каким оно будет, твоё начало, ведь в нём, как в зеркале, отразится будущая жизнь.
Текст В. Железникова
(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.
(З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.
(5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтомукрыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.
(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.
(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.
(11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.
(14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.
(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.
(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.
(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.
(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённыйпламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.
(25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову.
(26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.
(З0)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать ещё, — и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское». (31)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами!..
(32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь...
(34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал... (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.
(З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)и конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома.
(По В. Железникову *)