Сочинение по тексту:
В современном мире, благодаря научно-техническому прогрессу, развитию средств связи, повсеместному распространению Интернета, границы между государствами становятся прозрачными, зачастую стираются, идёт процесс глобализации. В этих условиях поднятая И.К. Барабашем проблема сосуществования людей разных национальных традиций и культур в едином мировом пространстве приобретает особую актуальность.
Автор текста, рассуждая о различиях, которые мешают взаимопониманию между представителями разных народов, подчёркивает недопустимость отношения к «другому» как к «инопланетянину». Стремясь выразить свою мысль наиболее убедительно, И.К. Барабаш приводит интересное сравнение: тот, кому незнакомые национальные ценности, культура, традиции кажутся чуждыми, не имеющими особой важности, подобен ребёнку, для которого мир замкнут в семейном круге. Но для каждого неизбежен выход за эти привычные, но слишком узкие рамки. И тогда, взрослея, ребёнок всё яснее чувствует, что нужно «искать взаимопонимания» с людьми в окружающем его большом мире. И.К. Барабаш связывает этот сложный процесс с идеей толерантности, помогающей осознать относительность наших маленьких «истин».
Позиция автора заключается в том, что «в конечном счёте за всеми разнообразными представлениями о мире, какими бы они нам ни казались верными или ошибочными, стоит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни, о Боге, о судьбе. И это объединяет всех нас».
Трудно не согласиться со столь убедительно выраженным мнением. Действительно, даже у совсем непохожих народов с их самобытными традициями, культурой, менталитетом всегда можно найти точки соприкосновения, которые становятся основой взаимопонимания и доверия. Ярким примером этого может послужить рассказ знаменитого русского писателя XIX века Н.С. Лескова «На краю света». Он основан на реальном случае из миссионерской деятельности в Сибири православного священника Нила. В молодости, приехав в этот далёкий край, он считал, что населяющие его некрещёные тунгусы-язычники — «дикари», которым чужды христианские заповеди добра и помощи ближним. С подозрением и опаской Нил отнёсся к своему проводнику-тунгусу, который должен был везти его через снежную степь. Но во время застигшего их в пути бурана язычник спасает миссионера: прячет в вырытой им снежной яме и, рискуя собственной жизнью, добывает еды. Русского священника поразило не только то, что тунгус не бросил замерзать абсолютно чужого ему человека, но и особые традиции этих язычников, оказавшиеся сродни христианским этическим нормам. Дело в том, что проводник принёс еду из пустого жилища, расположенного очень далеко от их укрытия, оставив в залог свою шапку, чтобы хозяева не заподозрили его в воровстве, хотя ему предстояло бежать по степи в лютый мороз. Эта история помогла миссионеру лучше понять тунгусский народ, его нравственные ценности и прийти к выводу, что вера «дикаря» не хуже его собственной — ведь они даны от одного истинного Бога.
В современном мире, где так часто приходится сталкиваться с враждебностью и нетерпимостью к «чужим» традициям и культуре, важность взаимопонимания между людьми разных наций и верований только возрастает. В мировом сообществе проблема сосуществования и доверительного отношения между странами постоянно обсуждается, вырабатываются общие решения. Свидетельством тому является принятая ЮНЕСКО в 1995 году «Декларация принципов толерантности».
В заключение хочется отметить, что достижение взаимопонимания между людьми и народами в конечном счёте зависит от нашего стремления жить в мире и согласии.
Текст И.К. Барабаш:
(1)Мир, в котором мы живём, очень изменился за последние сто лет. (2)Он стал больше, но расстояния между нами сделались короче. (3)И мы, люди совершенно разных культур, ещё недавно обитавшие будто в разных измерениях, неожиданно очутились рядом: в одном мире, в одном городе, в одном доме.
(4)У нас разный разрез глаз. (5)Мы называем Бога разными именами. (6)По-разному видим себя, жизнь, историю. (7)Мы не похожи. (8)Мы смотрим на другого как на инопланетянина и не слишком хорошо понимаем его. (9)То есть не слишком хорошо понимаем его ценности. (10)Да и не очень интересуемся ими. (11)Потому что не видим в них особой важности.
(12)Как нам быть вместе? (13)Мы не можем жить дальше так, будто мы одни, будто мы обладаем конечной истиной и знаем, каким должен быть мир. (14)Похожее происходит с ребёнком, который из семьи со своими обычаями и традициями вдруг попадает в огромный мир, населённый множеством таких, как он сам, и совсем других. (15)И оказывается, что его большой и сильный папа в этом мире не самый главный.
(16)Так что же нам делать? (17)Что же, как не взрослеть и не искать взаимопонимания, искать то, что объединяет нас? (18)Что же, как не искать новые способы существования, ведь время не повернёт вспять?
(19)И как ответ на вопрос о сосуществовании рождается понятие толерантности. (20)А вместе с ним и проблема её определения. (21)Для кого-то это отсутствие каких-либо жизненных критериев, моральная аморфность и равнодушие. (22)Для других нечто западное, чуждое русскому человеку, разрушающее его национальную и духовную самобытность, противоположное нашей родной терпимости. (23)Да, в отличие от терпимости, развитие толерантности требует философского подхода. (24)Это не просто терпение по отношению к «заблуждениям» другого человека (что само по себе хорошо, но недостаточно), это усилие понять, почему он так думает, придать ценность его идеям, понять относительность наших маленьких «истин». (25)Ведь, в конечном счёте, за всеми разнообразными представлениями о мире, какими бы они нам ни казались верными или ошибочными, стоит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни, о Боге, о судьбе. (26)И это объединяет всех нас.
(27)Говоря другими словами, может быть, не так важен день, который мы считаем выходным, — будь это пятница, суббота или воскресенье. (28)Намного важнее то, чем мы живём во все остальные дни нашей недели, как прощаем и как любим повседневно. (29)Ведь в нашей жизни, как правило, проблемы возникают не в сфере духовного, а в быту. (30)Как быть, если сосед постится и никак не хочет есть с нами мясо за новогодним столом? (31)Как быть, если даже самые близкие люди не разделяют нашего глубокого интереса к буддийской философии? (32)Но ведь из понимания рождается и взаимное уважение к чужой культуре, обычаям, убеждениям.
(33)С другой стороны, толерантность — это вовсе не равнодушие к тому, что происходит вокруг. (34)Отсутствие реакции на глупость, насилие, свидетелями которых мы являемся, вряд ли говорит о толерантности. (36)Человек, оскверняющий святыни или оскорбляющий человеческое достоинство под предлогом занятия искусством, требует адекватного ответа общества. (36)Но не подавления или уничтожения, а скорее воспитания, поскольку своими инфантильными поступками напоминает неразумное дитя.
(37)Как минимум нам стоит помнить, что человек и его идеи, характер, поступки не одно и то же, и бороться с ними, если мы с чем-то не согласны, огнём и мечом — путь в никуда. (38)Нам могут быть далеки идеи, неприятен характер, противны поступки, но разве может быть чужд сам человек? (39)В понимании этого, в поиске общего, объединяющего нас, может быть, и есть
главный смысл толерантности. :
(По И.К. Барабаш)