Проблема взаимопонимания родителей и детей
Мною прочитан текст семейного психолога Александры Ивановой, где она рассматривает одну из самых актуальных проблем – проблему взаимопонимания родителей и детей. Многие поколения волновал этот вопрос, но до сих пор ответ на него не найден.
Автор данного текста имеет, конечно же, свою точку зрения по данной проблеме. Она вспоминает, как преодолевались трудности, когда сегодняшние родители были подростками. Тогда не было Интернета, но был телевизор и телефон, и некоторые дети бесконечные часы просиживали у телеэкрана, а бедные родители всерьёз опасались за их будущее. Но прошло время, и те дети стали вполне самостоятельными людьми с разными профессиями и судьбами. А в наш компьютерный век Александра Иванова предлагает некоторым родителям признать собственную «отсталость» и смириться с тем, что Интернет – часть жизни. И не надо раздражаться, а, наоборот, нужно поучиться у детей ориентироваться в виртуальном пространстве.
Я согласна с точкой зрения автора на проблему взаимопонимания детей и родителей. Конечно же, старшее поколение умнее, мудрее, практичнее и желает своим детям только добра, но иногда это добро бывает только во вред. Как тут не вспомнить роман Фонвизина «Недоросль», где любящая мамаша Простакова, неграмотная и необразованная, считающая грамотность ненужной роскошью, из-за столичной моды нанимает сыну учителей, одновременно призывая любимого сыночка Митрофанушку много не учиться, отдохнуть да покушать. Результат такого образования известен всем. А вот в русском классическом романе И. Тургенева «Отцы и дети» старик Базаров, понимая, насколько сын опередил его в науке и медицине, в частности, склоняет голову перед его знаниями и умениями и, не стесняясь, спрашивает совета по вопросу лечения больных, хотя сам имеет
огромную практику. Я считаю, что для того, чтобы лучше понимать своих детей, родители должны помнить, что сами были молодыми и мечтали о том, чтобы их родители относились к ним с пониманием.
А в заключение своего сочинения я хочу сказать: «Молодёжь полна оптимизма и жизненных сил, и она может изменить мир к лучшему, если только старшее поколение позволит ей сделать это. А если быть честнее, если просто отойдёт в сторону».
(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (З)Вот примеры жалоб. «(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6) Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...» «(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой». «(10) Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон — будто его нет дома. (11) Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...» (12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается. (15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети — потомки своих «телевизионных» родителей. (18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то — неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи... (23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... (28)То ли ещё будет. (29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»... (33)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации. (36)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.
(По А. Ивановой*)