Разделы и подразделы банка тем и список литературы итогового сочинения 2024-2025
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Внутренний мир человека и его личностные качества.
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Познание человеком самого себя.
- Свобода человека и ее ограничения.
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Семья, род; семейные ценности и традиции.
- Человек и общество.
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
- Природа и культура в жизни человека
- Природа и человек.
- Наука и человек.
- Искусство и человек.
- Язык и языковая личность
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Примеры тем:
- Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- Трудно или легко делать добро?
- Чем опасна свобода без ограничений?
- Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? // Какие цели могут стать смыслом жизни?
- Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- Путь к самому себе: взлёты и падения.
- Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
ЧТО ПОЧИТАТЬ:
Небольшое, но универсальное:
- М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
- А. Толстой «Русский характер» (любовь, нравственный выбор, сила духа)
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
- М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
- Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
- А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
- А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
- В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
- А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
- А. Грин «Алый паруса» (любовь, мечта, добро и зло)
- О. Генри «Дары волхвов» (любовь)
Большое, но универсальное:
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
- В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)
Фэнтези:
- Дж. Толкин «Властелин колец»
- Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
- А. Сапковский «Ведьмак»
- Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Примеры тем:
- Семейные ценности и их место в жизни человека // Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
- В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- Как становятся героями на войне?
- Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
- Что такое гражданский долг?
- Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
- Что такое репутация человека в обществе?
- На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
- Может ли старшее поколение понять младшее?
ЧТО ПОЧИТАТЬ:
Небольшое, но универсальное:
- М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
- М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
- А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
- Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
- В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)
Большое, но универсальное:
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
- Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)
Не совсем универсальное, но тоже полезное:
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)
3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Примеры тем:
- Можно ли обойтись в жизни без творчества?
- Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- Человек науки – каким он должен быть?
- Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
- Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
- Чему человек может научиться у природы?
- Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
- Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?
Что почитать:
Небольшое, но универсальное:
- Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
- Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)
- Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо девятнадцатое. КАК ГОВОРИТЬ?» (язык)
- Нора Галь «Слово живое и мёртвое» (язык)
Большое, но полезное:
- В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)
- Небольшие произведения:
- Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)
Антиутопии:
- О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)
- М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
- М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)
Современные произведения:
- С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
- Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии) (ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
- А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии) (потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)
Советы к итоговому сочинению
- Выберите тему, для которой у вас есть АРГУМЕНТ.
- Отталкивайтесь от аргумента, когда будете составлять тезис.
- Составьте план.
- Пишите проще.
- Тренируйтесь.
- Не старайтесь учить чужие аргументы. В качестве тренировка лучше самостоятельно написать 1 аргумент, чем выучить 10 чужих.
- Не волнуйтесь, итоговое сочинение можно пересдать.
Зачем готовиться к итоговому сочинению?
- Неумение письменно выражать мысли само по себе никуда не денется.
- Полученные навыки пригодятся на сочинении ЕГЭ: орфография, пунктуация, грамматика русского языка до мая точно не изменятся =)
- Скорость написания текста с тренировками растёт. В декабре, конечно, у вас 4 часа на сочинение. Но на ЕГЭ времени на сочинение будет катастрофически мало!
Источник: Соточка по русскому | ЕГЭ 2025