Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Разделы и подразделы банка тем ИС и список литературы

Категория: Выпускное (итоговое) сочинение 2024-2025

Разделы и подразделы банка тем и список литературы итогового сочинения 2024-2025

  1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
    1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
    2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
    3. Познание человеком самого себя.
    4. Свобода человека и ее ограничения.
  2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
    1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
    2. Человек и общество.
    3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
  3. Природа и культура в жизни человека
    1. Природа и человек.
    2. Наука и человек.
    3. Искусство и человек.
    4. Язык и языковая личность

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Примеры тем:

  • Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
  • Трудно или легко делать добро?
  • Чем опасна свобода без ограничений?
  • Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? // Какие цели могут стать смыслом жизни?
  • Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
  • Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • Какую жизненную цель можно назвать благородной?
  • Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?

ЧТО ПОЧИТАТЬ:

Небольшое, но универсальное:

  • М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
  • А. Толстой «Русский характер» (любовь, нравственный выбор, сила духа)
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
  • М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
  • Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
  • А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
  • В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
  • А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
  • А. Грин «Алый паруса» (любовь, мечта, добро и зло)
  • О. Генри «Дары волхвов» (любовь)
Большое, но универсальное:
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
  • В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)
Фэнтези:
  • Дж. Толкин «Властелин колец»
  • Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
  • А. Сапковский «Ведьмак»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Примеры тем:

  • Семейные ценности и их место в жизни человека // Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
  • В чём может проявляться любовь к Отечеству?
  • Как становятся героями на войне?
  • Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
  • Что такое гражданский долг?
  • Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
  • Может ли старшее поколение понять младшее?

ЧТО ПОЧИТАТЬ:

Небольшое, но универсальное:

  • М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
  • М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
  • А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
  • Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
  • В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)

Большое, но универсальное:

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
  • Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)

Не совсем универсальное, но тоже полезное:

  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)

3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Примеры тем:
  • Можно ли обойтись в жизни без творчества?
  • Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • Человек науки – каким он должен быть?
  • Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
  • Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
  • Чему человек может научиться у природы?
  • Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
  • Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
  • Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

Что почитать:

Небольшое, но универсальное:

  • Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
  • Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)
  • Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо девятнадцатое. КАК ГОВОРИТЬ?» (язык)
  • Нора Галь «Слово живое и мёртвое» (язык)

Большое, но полезное:

  • В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)
  • Небольшие произведения:
  • Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)

Антиутопии:

  • О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)
  • М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)
Современные произведения:
  • С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
  • Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии) (ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
  • А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии) (потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)

Советы к итоговому сочинению

  • Выберите тему, для которой у вас есть АРГУМЕНТ.
  • Отталкивайтесь от аргумента, когда будете составлять тезис.
  • Составьте план.
  • Пишите проще.
  • Тренируйтесь.
  • Не старайтесь учить чужие аргументы. В качестве тренировка лучше самостоятельно написать 1 аргумент, чем выучить 10 чужих.
  • Не волнуйтесь, итоговое сочинение можно пересдать.

Зачем готовиться к итоговому сочинению?

  • Неумение письменно выражать мысли само по себе никуда не денется.
  • Полученные навыки пригодятся на сочинении ЕГЭ: орфография, пунктуация, грамматика русского языка до мая точно не изменятся =)
  • Скорость написания текста с тренировками растёт. В декабре, конечно, у вас 4 часа на сочинение. Но на ЕГЭ времени на сочинение будет катастрофически мало!


Источник: Соточка по русскому | ЕГЭ 2025

Похожие материалы
  • Даты проведения итогового сочинения 2024-2025
  • Темы итогового сочинения 2024-2025
  • О чём люди чаще всего мечтают? Итоговое сочинение 2024-2025
  • Чем опасно равнодушие? Итоговое сочинение 2024-2025
  • Что значит быть гражданином? Итоговое сочинение 2024-2025
  • Что значит быть гражданином? Итоговое сочинение 2024-2025 года
  • Какая из мыслей М. Ю. Лермонтова Вам ближе... Итоговое сочинение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 5.0 из 1

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb