(вся жизнь – это борьба разума и сердца)
Может ли человек жить, опираясь только на порывы души, или свои мысли и действия он должен проверять голосом разума? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать ключевые понятия. Так, чувство – это способность человека испытывать эмоции, а разум - мыслить логично, отвлеченно. Действительно ли на протяжении всей своей жизни человек вынужден принимать решения, выбирая между чувством и рассудком? В своем сочинении я попробую разобраться в этом вопросе.
Данко и Ларра, Базаров и Кирсанов, Раскольников и Соня Мармеладова - эти и многие другие герои часто оказывались перед сложным выбором между душевным порывом и здравым смыслом. Не стал исключением и главный герой рассказа А.И.Куприна «Анафема» отец Олимпий. Кульминация произведения - момент сложного выбора протодьякона. Можно было бы понять героя, если бы, внимая доводам рассудка, он выполнил свои должностные обязанности: «по распоряжению преосвященнейшего владыки анафемствовал боярина Льва Толстого», потрясая кадилом, пропел бы «да истребится от земли память его». Но отец Олимпий помнит бессонную ночь, своё восхищение повестью, помнит, как «умилялся и плакал он над «прелестными строчками», которые пробудили в нём самые искренние чувства». Душа его, сердце, не терпящие злобы, мщения и наказания писателя, не позволяют герою предать свои чувства. Восхищение вызывает герой, который смог вопреки доводам разума (на кону любимая работа, возможная карьера, безбедное существование!) поступить так, как ему подсказывало сердце.
Для того чтобы разобраться, действительно ли на протяжении всей своей жизни человек вынужден принимать решения, выбирая между чувством и рассудком, обратимся к произведению Б. Васильева «Летят мои кони…». Перед нами герой одного из эпизодов – доктор самого бедного района города Смоленска. Доктор Янсен – человек, которого уважали за его преданность к делу, внутреннюю интеллигентность, способность жертвовать своими интересами и временем ради пациентов. Читая повесть, понимаешь, почему героя почитали как святого: жизнь – служение народу и спасение двух подростков ценой собственной жизни потрясло весь город. Можно себе представить, какие чувства испытывал доктор, спускаясь в канализационный люк с метаном. Страх, отчаяние, беспомощность, может быть, даже безысходность, обреченность – все это не смогло заглушить голос разума: доктор понимал, что кроме него никто не спасет детей, что он единственная возможность подростков выжить.
Динамичная, наполненная желаниями, стремлениями, поступками, жизнь нередко требует принять сложное решение. Сложное, потому что в противоречие вступают порывы души, эмоции, чувства человека и его здравий смысл, способность анализировать, рассуждать, делать выводы. Наверное, спокойнее, проще было бы без подобного выбора, но именно противоборство двух составляющих внутреннего мира человека не позволяет превратить жизнь в пассивное, бездеятельное существование.