«ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» ИВАН БУНИН
Направление «Он и она» Героиня рассказа - это загадочная, странная девушка, в которую влюблен главный герой: "...она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании..."
Героиня богата и молода, так же как и главный герой: "Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами." Молодой человек ухаживает за девушкой, возит ее в рестораны, театры, дарит цветы, конфеты: "...каждый вечер я возил ее обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”..." "...говорила: “Спасибо за цветы...” Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского..." Между главным героем и его возлюбленной существует какая-то "странная любовь". Эти отношения мучают молодого человека, но одновременно приносят ему счастье: "“Странная любовь!” — думал я..."
+ направление «Надежда и отчаяние» - главный герой до последнего верит, что его возлюбленная все же будет с ним и женится на нем
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
Проблема дружбы / Способна ли дружба сохраниться через многие годы? («Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
- Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!»)
Проблема угодничества / чинопочитания («- Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание! - Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, еще более съеживаясь. Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...»)
Направление «Гордость и смирение»: Через долгие годы встретившись вновь, друзья узнают, что в их жизни многое поменялось, каждый достиг чего-то своего, у одного из них, тонкого, уже появилась семья, однако с финансами не все хорошо, другой же, толстый, дослужил до тайного чина, и имеет две звезды. Услышав это, его старый друг меняет манеру общения и начинает угождать толстому, даже называя его «ваше превосходительство».
«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Гордость и смирение. Гордыня Ларры привела к тому, что он остался один, никому не нужный
Добро и зло. Ради людей Данко готов пожертвовать своим сердцем
Гордость в данном произведении рассматривается двух сторон. У Ларры гордость является синонимом самовлюбленности, эгоизма, который перерождается в гордыню. Будучи сыном орла, Ларра считает себя выше остальных, поэтому правила и законы общества он вправе не соблюдать. Убив девушку за то, что та его оттолкнула, община долго думает о смертной казни Ларры. Но решает, что лучшее наказание - дать свободу герою, оставить его в одиночестве навечно. Ларра лишь посмеялся. Но через многие годы он не может терпеть мучений, хочет умереть. И как бы он ни просил о смерти, никто не хотел облегчать ему ношу.
Второе понятие гордости мы видим на примере Данко. В его случае гордость - положительное качество, которое придаёт уверенность человеку в своих силах, дарит веру в себя. Данко понимает, что он может принести людям добро, помочь им. Но не отвергает их принципы, и не ставит себя выше окружающих, а наоборот, готов пожертвовать собой на благо людям. Отчаявшихся людей, загнанных в лес, Данко выводит из страшного места. Люди начали злиться на Данко, ведь они шли довольно долго, а выхода все не было. Герой понимал свою ответственность, осознавал, что людям нужна его помощь: без неё они погибнут. Поэтому вырвал из груди своё сердце, чтобы оно освежило дорогу и указало путь на выход. Данко - пример для подражания.
ГОЛДИНГ «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»
Направление «добро и зло».
С виду человек может быть добрым, прилежным и воспитанным, но нет никакой гарантии того, что в экстремальной ситуации он не превратится в жестокого дикаря. В романе Голдинга «Повелитель мух» мальчики оказываются на необитаемом острове. Все они из хороших семей, в которых ребят никак не могли научить жестокости. Однако на острове некоторые герои становятся настоящими монстрами, готовыми пойти на убийство товарищей. В мире не так много людей, которые, оказавшись в чрезвычайном положении, смогут ставить добро превыше жестокости, моральные устои - выше эгоизма. К сожалению, иногда порядочность и милосердие – это лишь маска, под которой спит настоящее зло.
Л. АНДРЕЕВ " МОЛОДЕЖЬ"
-Любовь между Шурочкой и Шарыгином
-Отношения в классе. Шарыгин высказал мнение класса директору, а в итоге виноватым оказался он один
-Он пожертвовал собой ради других. Сказал, что он был во всем виноват, потом его наказали. Но так он заслужил уважение одноклассников
БУНИН " ГРАММАТИКА ЛЮБВИ"
-Направление «он и она» ( помещик и его возлюбленная)
-проблема неразделенной любви
-проблема непонимания со стороны общества
«ДРУГ» ЛЕОНИД АНДРЕЕВ
Проблема взаимоотношения людей и животных ( взаимоотношения Владимира Михайловича и его собаки изначально были таким тёплыми , доверительными , что он считал его своим единственным другом: «Друг ты мой единственный!»
Проблема эгоизма ( когда к Владимиру Михайловичу пришла слава , он забыл про свою больную собаку ,а лишь думал о своём будущем)
"Добро и зло". В данном произведении поднимается проблема благодарности. (Например, собака поддерживает своего хозяина в один из тяжелейших периодов его жизни. Даже несмотря на то, что герой бьет её, не перестает любить хозяина и всегда прощает. А Владимир Михайлович забывает о больной собаке, наслаждается жизнью и славой и даже уезжает на свидание, зная, что в болезни собаки наступил кризис.)
"Надежда и отчаяние" (Владимир Михайлович верит, что придут счастье, слава, признание. Но друг умирает, а слава уходит, герой впадает в отчаяние, он остается один, совсем один)
Проблема отношения к животным (Владимир Михайлович считал пса Васюка своим единственным другом, однако порой не уделял ему достаточно внимания, в итоге из-за этого он потерял его).
Направление ДОБРО И ЗЛО, так как отношение главного героя к собаке и его эгоизм можно рассматривать как зло, а любовь Васюка - как добро.
РИЧАРД МАТЕСОН "ПЕРВАЯ ГОДОВЩИНА"
Проблема любви, как светлого чувства (женщина хотела красивой жизни, и делала всё для этого: она думала лишь о своём счастье, а не о счастье их с мужем; муж же любил её безумно и винил во всех "случайностях" себя), отсюда же проблема взаимоотношений супругов. Все эти проблемы складываются в направление ОН И ОНА.
Ричард Матесон "Призраки прошлого"
Проблема осознания человеком прошлого (прогуливаясь по городу Джонсон понимал, что ему не вернуть былые годы, какими бы прекрасными они не казались),
проблема принятия действительности (да, герой видел прекрасную жизнь только в своём прошлом, реальность казалась ему блеклой).
Направление «ОН И ОНА»: Джонсон вспоминал об отношениях с Мэри и жалел, что женился на другой женщине.
ВЕРСАЕВ "МАТЬ"
Проблема понимания истинного материнства (рассказчик на примере Богоматери выделяет черты, которые должна иметь настоящая мать: дающая шанс проявить себя, какая бы судьба нм была предначертана её ребёнку), проблема воздействия искусства на сознание человека (картина Рафаэля так глубоко проникла в сознание рассказчика, который не особо был увлечён искусством (он выбирал произведения только по путеводителю), что он обомлел перед ней).
Подойдёт под направление ДОБРО И ЗЛО, где матерь божья олицетворяет абсолютное добро, святого человека.
А.П.ЧЕХОВА "ЧЕРНЫЙ МОНАХ"
Направления для итогового сочинения:
"Он и Она "
1)Болезнь человеческой души (воображение Андрея создает странную, ни с чем не связанную легенду о чёрном монахе)
2)гордость и ложное убеждение (монах убеждает Коврина в том, что Андрей – гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию.)
3)любовь к своему делу (Герой до безумия любит свой сад. Он является смыслом его жизни)