Сочинение ЕГЭ:
«Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна». Именно в этой фразе из предложенного мне текста русского прозаика Ю.Д.Нечипоренко сформулирован вопрос, волнующий автора: может ли воспоминание детства остаться в душе на долгие годы?
Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор описывает детские ощущения героя, чувства, которые испытал он, увидев девочку Таню. «Знойное лето, сверкающие солнечные лучи, девчонка в зелёном сиянии»- эти детали помогают автору показать, насколько острыми и яркими были эмоции ребёнка. Интересно, что центральное место в тексте занимает повествование героя-рассказчика о жизни Тани: о том, как проучились они вместе десять лет, как стала она «прекрасной гимнасткой, вышла замуж и работает тренером». Это перечисление событий из жизни девочки убеждает читателя в том, что детское впечатление, если оно яркое, пронзительное, может «не отпускать» интерес к кому-то на протяжении всей жизни. Анализируя причины, по которым детство обладает подобной властью, Ю.Нечипоренко обращает наше внимание на рассуждение героя о значении слова «родинка»: «Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая...» Автор объединяет понятия «детство», «Родина», наполняя особым смыслом воспоминания детства.
Позиция автора не вызывает сомнений: Ю.Д.Нечипоренко уверен, что впечатления детства обладают особой силой, способны надолго остаться в душе. Так случилось с главным героем текста, от лица которого в финальном предложении автор пишет: «Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна».
Тот вывод, к которому приходит в ходе своего повествования Ю.Д.Нечипоренко, понятен и близок мне: впечатление, полученное в детстве, способно не только надолго остаться в памяти, но и повлиять на дальнейшую жизнь человека.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к рассказу Т.Кудрявцевой «Детский Дом. Лёка». В центре нашего внимания - восьмилетняя девочка, оставшаяся в войну сиротой. Одним из ярких впечатлений нелёгкого детства ребёнка оказалась встреча с беспомощным голодным пленным немцем. Читая о том, как отдаёт ему героиня свой сухарь, как жаль ей несчастного человека, мы понимаем, что милосердие замечательного врача Ольги Ивановны Громовой берёт начало в блокадном детстве героини.
Убедиться в том, что детство – исток наших побед и поражений, можно, прочитав роман И.А.Гончарова «Обломов». Перед нами помещик Илья Ильич, ведущий праздный образ жизни. В детстве всё за него делали дворовые, нянька, Захарка, и забот не было. Эти яркие впечатления послужили примером для дальнейшей жизни Ильи Ильича. Мы видим, что Захар надевает Обломову чулки, как и в детстве, помещик позволяет себе спать и до обеда, и после него, как это было принято в деревне. И.А.Гончаров убедительно показывает, что детские мечты Илюши о чудесном месте, где никто ничего круглый год не делает, герой реализует во взрослой жизни, лёжа на диване и сожалея, почему «жизнь не сказка, а сказка не жизнь». Жизнь Обломова-пример того, какую роль могут сыграть детские впечатления в становлении человека.
Текст Ю.Д.Нечипоренко, безусловно, обращён к каждому из нас. Поставив себя на место главного героя, понимаешь, как много может дать детство, если оно наполнено яркими, полезными впечатлениями.
Текст Ю.Д.Нечипоренко
(1)Скажу «Таня» — и распахнётся что-то... (2)Словно откроешь утром плотные шторы — и свет ворвётся в дом.
(3)С Таней мы знакомы с детского садика: ещё совсем крохами ходили в одну группу. (4)Но там я её не помню, а первое воспоминание такое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный, яркий крик: кто-то звал меня. (б)Оказывается, это какая-то девчонка меня окликала.
(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.
(9)Мой отец сказал:
— Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!
(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость неприличной. (13)Хотя, конечно, и приятно...
— (14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.
(15)С тех пор живёт в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет сочная изумрудная листва... (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зелёном сиянии и мне рукою машет.
(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет.(18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на неё с таким чувством... (20)Словно знал про неё какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.
(21)Таня расцветала. (22)Большие, ясные глаза её сияли драгоценным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у неё была родинка — очень милая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая...
(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на её выступления...
(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчонок: душевных, прекрасных, наделил её лучшими качествами — и потерял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт...
(29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с одноклассниками, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.
(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревьях, и тогда я нашёл стихотворение японского поэта о прожилках на листьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывает их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал...
(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел её, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городке.
(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (З5)Однажды учительница нам сказала на классном часе:
— А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимнастике...
(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить между рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у неё всегда была прекрасной...
(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глазами. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвёл глаза.
(41)Почему-то мне казалось, что это всё Таня делает специально для меня.
(42)Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие песни относятся очень лично к каждому:
Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей — запомни, журавлёнок, это слово!
(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке?
(По Ю. Нечипоренко *)