Сочинение по направлению "мечта и реальность"
Мечты и реальность… На первый взгляд, кажется, что это прямо противоположные понятия. И действительно, мечта – это то, что находится только в нашем воображении, мыслится как предмет желаний. Реальность же, напротив, существует независимо от нашего сознания, это действительность в её предметности и осязаемой вещности. Но всё-таки, несмотря на противоположность этих понятий, они тесно связаны между собой, воспринимаются как логические цепочки. Когда мы мечтаем о чём-либо, то, несомненно, стремимся к тому, чтобы наши мечты воплотились в действительности, стали реальными. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи мне, о чём ты мечтаешь, и я скажу, кто ты». Несомненно, мечты человека, как и его слова и поступки, многое говорят о нём, раскрывают его нравственность, внутренний мир. Ярко характеризует человека и его отношение к мечте. Одни воодушевлены своими мечтаниями и готовы воплотить их в жизнь. Другие оказываются в плену прекраснодушных мечтаний и ничего не предпринимают, чтобы их мечта сбылась. А есть и такие люди, кто напрочь лишён высокой мечты, «тьмы низких истин им дороже», они стремятся к материальным ценностям, к обогащению.
Герой рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» небогатый и незначительный чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, скучая в тесном и душном присутственном месте за переписыванием бумаг, мечтал о жизни на природе, в собственном имении. И эти его желания можно объяснить, ведь его детство прошло в деревне среди лугов и полей. Пределом его мечтаний был собственный крыжовник, который должен был непременно расти на участке рядом с домом. Чимша-Гималайский добился исполнения своей мечты ценой нравственных утрат. Женившись на немолодой, некрасивой, но богатой вдове, своей скаредностью и скупостью он свёл её в могилу, ни разу не признав свою вину. Бывший чиновник превратился в самодовольного барина, уверенного в том, что народ его любит, так как на праздники он непременно выставляет своим мужикам ведро водки. Особенное счастье Николай Иванович чувствует, когда берёт с тарелки крыжовник и кладёт его в рот, приговаривая: «Как вкусно!». На самом деле ягоды кислые и жёсткие, но герой счастлив: он воплотил свои мечты в жизнь. А родному брату Чимши-Гималайского, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу, навестившему однажды поместье, было грустно видеть самодовольного помещика, рядом с которым не стоит человек с молоточком и не предупреждает о том, что рядом много бедных и страдающих людей.
Этот пример доказывает, что, если человек выбирает только низкую мечту, заботясь о своём благополучии, он нравственно деградирует.
А в романе И. А. Гончарова «Обломов» его герой тоже мечтал о жизни в деревне, в собственном имении. Но эти мечтания были наполнены теплом и духовностью. Илья Ильич Обломов мечтал о своей семье, жене и детях, об искренних друзьях, которые будут его навещать, о приятном времяпровождении на лоне природы. Но апатичный герой, всё время проводивший в своём восточном халате на диване, предаваясь мечтаниям, не сделал ничего, чтобы его мечта стала явью. Он терялся в простых житейских задачах, так как в детстве за него всё делали слуги. Но, в отличие от Чимши-Гималайского, Обломов сохранил чистое хрустальное сердце, душевное тепло и доброту. Свой идеал он нашёл на Выборгской стороне в доме простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной, в общении с её детьми.
Таким образом, почти у каждого человека есть своя мечта, которая характеризует его с нравственной стороны. Добиваясь своей цели, важно выбрать правильный путь, сохранить в себе человечность.