Сочинение по направлению "Отцы и дети"
Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений. Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество, изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности: честь, совесть, долг.
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе, но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» - эти слова отца стали заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но остаться верным своему офицерскому слову.
На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным завету отца.
Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг друга.
А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к отцу.
Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов» происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным.
Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.