Сочинение по тексту:
Способствуют ли плоды цивилизации духовному совершенствованию человека – вот над чем размышляет российский географ Г. В. Смирнов.
Раскрывая данную проблему, автор вспоминает, что Л.Н.Толстой считал, что к пятидесяти годам человек исполняет свое предназначение и рождается для новой, духовной жизни. Г.В.Смирнов с воодушевлением отмечает, что это справедливо и для цивилизаций. Он подчеркивает, что если в двадцатом веке человек мало заботился о духовной жизни, отдавая предпочтение благам цивилизации, то в XXI веке ему предстоит «мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа».
Позиция публициста выражена довольно четко. Он убежден: для того чтобы обрести духовные ценности, людям необходимо на фоне все растущей механизации домашних работ и услуг больше внимания уделять духовному развитию.
Я полностью согласна с точкой зрения автора. Действительно, думая лишь о том, чтобы «быстрее ездить и быстрее переговариваться», люди перестают духовно совершенствоваться. Об этом не раз писали классики.
Вспомним книгу Е.Замятина «Мы». Благодаря развитой технике, государство, в котором жили герои романа, нумера, было математически идеальным. Но люди утратили способность любить, ощущать потребность в стремлении к высокому; они не знали о красоте мира, расположенного за Зеленой стеной города. Такую жизнь нельзя назвать духовной! Разве это не пример того, что технические достижения не помогают духовному развитию человека?
Н.Г.Чернышевский же в романе «Что делать?» высказывает мысль, что техника, наоборот, будет помогать человеку в духовном развитии. В четвертом сне Веры Павловны он описывает, как будет выглядеть общество будущего. Автор уверен, что человек будущего станет всесторонне развитым и сможет полностью раскрыть все богатства своей натуры, потому что будет освобожден от нужды и забот благодаря тому, что почти всю работу за него будут выполнять машины. Однако я позволю себе не согласиться с Н.Г.Чернышевским: ведь если всю работу за человека будет выполнять техника, он утратит способность трудиться, а, следовательно, и работать над собой, совершенствоваться.
Таким образом, плоды цивилизации не способствуют духовному развитию человека. Люди должны помнить о том, что необходимо совершенствоваться, ведь даже новейшие технологии не смогут сделать это за них.
Текст Г. Смирнова:
(1)Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев, тогдашний главный редактор еженедельника «Орбита», высказал поразительную мысль. (2)«На памяти людей моего поколения, – сказал он, – в жизнь человечества вошли автомобили, самолёты, радио, телевидение, космические ракеты, подводные лодки, спутники Земли, компьютеры, атомная энергия. (3)И второго такого поколения в истории больше не будет...»
(4)Пеевская мысль заставила меня задуматься о месте и роли XX века в череде столетий. (5)И здесь меня ждало удивительное открытие. (6)Оказывается, в сфере духа у каждого века европейской истории есть своё предназначение. (7)Так, в XVI веке – веке Реформации – протестантское богословие восторжествовало над авторитетом католического духовенства. (8)В XVII – веке Философии – богословов сменили светские философы, а схоластов – математики. (9)В XVIII – так называемом веке Просвещения – доминировали энциклопедисты и издатели, пропагандировавшие культ Разума, а в науке центр тяжести сместился с математики на астрономию и механику. (10)На долю же XIX века выпала миссия стать веком изобретательства и инженерии. (11)То, о чём в XVIII веке только думали, в XIX воплотили в изобретение, в конструкцию, в действующую модель, в подтверждающий опыт.
(12)Если понять, что XIX век завершился не в ночь на 1901 год, а в день окончания Первой мировой войны, становится ясно: все упомянутые Пеевым технические достижения принадлежат XIX веку. (13)Даже атомное ядро Резерфорд расщепил в последнем году Первой мировой, то есть в XIX веке!
(14)Уникально же пеевское поколение потому, что оно – дитя XX века – века Технологий, века массового производства, века внедрения в жизнь изобретений, сделанных в XIX веке, осуществления мечтаний европейского человечества, лелеемых со времён Реформации.
(15)Но вдумайтесь, в чём состоят эти сокровенные мечтания? (16)Только в том, чтобы быстрее ездить и быстрее переговариваться! (17)И ради этого сомнительного удовольствия западная цивилизация готова поставить на грань экологической катастрофы всю планету! (18)Закономерный итог пятисотлетнего торжества Разума над Верой, Головы над Сердцем, Материи над Духом!
(19)Л. Толстой считал, что каждый человек, исполнив своё земное предназначение к пятидесяти годам, рождается для новой, духовной жизни. (20)То же самое, похоже, справедливо и для цивилизаций. (21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.
(По Г. Смирнову)