Учимся писать итоговое(выпускное) сочинение. Подготовка 2017-2018
В современной школе приоритеты отданы развивающему обучению. Учителю важно понимать, каковы же основные средства развития в процессе обучения? Сошлемся на мнение Н. Дайри , который средствами развития называет обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу.
Под оценивающей деятельностью понимается умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и т.д.
Работа над сочинением является важным элементом развивающего обучения.
Некоторые просчеты в работе по обучению сочинениям
1. Учителя-словесники, в целом правильно понимая воспитательные и образовательные функции сочинения, в последние годы активизировали эту работу, но в школьной практике проведению сочинений внимания уделяется все-таки недостаточно.
2. Учащимся не даются указания, как следует работать над сочинением, а предоставляется так называемая «полная самостоятельность».
3. Школьникам даются советы общего характера: опишите интересно, рассмотрите внимательно картину и т.п.
4. Практикуются однообразные письменные работы, темы предлагаются без учета интересов и возрастных возможностей школьников.
5. Проводится мало работ обучающего характера.
6. Практически не проводится редактирование детьми собственных сочинений (совершенствование написанного).
На что следует обратить внимание учителю:
1. Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого ее осмысления. Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать. Четко сформулированная тема дает ученику направление в работе. Предлагая темы сочинений, учителю необходимо представлять, какие вопросы интересуют школьников. Это могут быть вопросы социальные, философские, связанные с отношениями между людьми, между взрослыми и детьми, вопросы профориентации и т. д. Размышляя над возможным преломлением этих вопросов в той или иной теме сочинения, учителю необходимо иметь в виду и некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников.
2. Условием успешного обучения написанию сочинений следует считать и планомерную систематическую работу на уроках русского языка и литературы, выполнение разнообразных письменных работ (Словарно-стилистические упражнения, цитирование, составление характеристики персонажа, изложения, составление плана, письменные ответы на вопросы и др.).
3. Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного.
В чем же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:
1) глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;
2) составление плана;
3) сбор чернового материала, словарно - фразеологическая работа, подбор цитат;
4) проведение устных сочинений;
5) самостоятельное написание сочинения (или части его).
Совершенствование написанного должно включать в себя:
1) редактирование с помощью учителя (на уроке или на индивидуальной консультации);
2) анализ сочинений одноклассников (взаиморецензирование).