Сочинение по тексту:
В любом обществе особое значение придаётся труду — физическому, интеллектуальному, творческому, поскольку без него невозможен не только научно-технический прогресс, умственное и духовное развитие, но и сама жизнь. Но понимание этого не даётся человеку от рождения, а потому проблема воспитания правильного отношения к труду, над которой размышляет А. Бердникова, была и остаётся актуальной.
Автор текста приводит ёмкое определение слова «труд», данное в словаре В.И. Даля, : подчёркивая в нём некоторую двойственность понятия. Это не только привычное для нас значение «работа», требующая определённых усилий, но и утомление, даже болезнь, а труженик — это и тяжело работающий человек, и мученик. Такая многозначность позволяет А. Бердниковой заострить проблему и, заглянув в недалёкое прошлое, показать, как по-разному можно относиться к труду. Конечно, для советской эпохи было характерно утверждение, что «всякий труд... в почёте». Но тут же автор замечает, что тогда люди «грезили большими стройками, романтикой дальних дорог, рвались в институты», но не торопились становиться дворниками, ассенизаторами, уборщицами. И даже в воспоминаниях людей одного поколения, когда в семьях было принято приучать детей к работе, отношение к труду выражается по-разному. Ровесница А. Бердниковой считает, что её мать, заставлявшая дочерей «работать до седьмого пота», лишила их детства. Но автор текста подчёркивает другое: тяжело было её маме, вынужденной «целыми дням пропадать в поле, на ферме, на сенокосе», жалко было видеть её уставшей, измотанной работой. Зато какую гордость за мать испытывали дети, когда её награждали за самоотверженный труд — пусть даже «скромным подарочком»! А потому А. Бердникова сохранила в памяти ощущение не только тяжести труда, но и радости от хорошо выполненного дела, чему научила её мать.
Именно этот опыт детства позволил автору прийти к важному выводу, который она стремится передать читателю: надо учить детей ценить плоды труда — не только своего, но и общего, коллективного, ведь «большая и срочная работа» способна объединить всех и преодолеть ту разобщённость, которая стала характерной чертой нашей современной жизни.
Невозможно не согласиться с позицией автора, основанной на большом жизненном опыте. Особенно значимым представляется такой взгляд по сравнению с достаточно распространённым сейчас мнением, что тяжёлый физический труд — удел неудачников, а работать нужно только для продвижения по карьерной лестнице или ради денег. Вот почему так важно помнить примеры иного отношения к труду, ярко представленные в русской литературе, и стараться воспитывать на них молодое поколение.
Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В нём противопоставлены два героя Илья Обломов и Андрей Штольц. Они дружили с детства и сохранили тёплые отношения на всю жизнь, но их воспитание сильно отличалось, а в результате и характеры сложились разные, и судьбы оказались очень непохожими. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от любого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Андрей стал сильным, самостоятельным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич, человек необыкновенной души и «золотого» сердца, оказался неспособным ни к какому делу, и его мечты так и остались нереализованными.
Об огромной воспитательной силе картины коллективного труда на общее благо говорит Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога», посвящённом строительству первой в России магистрали, связавшей Петербург и Москву. Поэт не скрывает тяжелейших условий, в которых работали люди (многие из них погибли), его печалит их покорность и несправедливость начальников. Но главное, чему он стремится научить на этом примере мальчика Ваню, оказавшегося его соседом в вагоне поезда, звучит в словах: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять».
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что воспитание правильного отношения к работе, какой бы тяжёлой она ни была, необходимо всем людям — независимо от их материального достатка и положения в обществе.
Текст А. Бердниковой:
(1)У великого словесника Владимира Даля значатся несколько определений этого действительно ёмкого слова «труд». (2)Да, это работа, занятие, упражнение, дело, требующее усилий, стараний и заботы, напряжения телесных и умственных сил. (3)Но это ещё и утомление, а по церковному определению — болезнь, боль, хвороба, немогота, скорбь, хилина. (4)Труждать, поясняет далее автор толкового словаря великорусского языка, налагать труд, работу, заставлять что-то делать. «Возстанут рабы труждающие...» (5)Труженик, трудник — обречённый или сам обрёкший на тяжкие труды, а ещё сподвижник, мученик, трудящийся неутомимо. (6)Трудовой же рубль по Далю, значит заработанный честными трудами, нажитой.
(7)Наверное, нелишне иной раз заглянуть и в словарь, и в свою память, которая возвращает нас ко времени, когда всякий труд, как мы любили повторять, был в почёте. (8)Однако при выборе профессии в дворники, ассенизаторы, могильщики и даже доярки мы не торопились. Грезили большими стройками, романтикой дальних дорог, рвались в институты, мечтали посвятить себя целиком и полностью интересам Родины.
(9)Все мы вышли из трудолюбивых семей, с раннего детства были приучены к сельской работе, почти все заботы по дому, хозяйству с дошкольного возраста исполнялись тоже нами, и никто не смел возразить, что не по силёнкам пилка дров, уборка навоза, прополка огорода в двадцать соток, заготовка топки для дома и корма для скота. (10)Недавно моя ровесница с большой обидой высказалась о своей матери, мол, лишила нас с сестрой детства, заставляла работать до седьмого пота, а если не выполняли задание, то наказывала.
(11)А кого не наказывали за неисполнение, непослушание измотанные тяжкой работой наши матери, пропадавшие целыми днями в поле, на ферме, на сенокосе, в лесу на заготовке дров? (12)Мне до слез, до боли всегда было жалко нашу маму, за её усталость, надорванность сил. (13)Но вместе с тем, как же мы гордились нашей мамочкой, когда ей на собрании вручали грамоту или скромный подарок за ударный труд. (14)Именно она научила нас ценить плоды труда своего, научила выполнять работу быстро и качественно, с лёгким и добрым настроением, всегда откликаться на просьбу одинокой соседки, родственников помочь в чём-то.
(15)В 50-60-е годы деревня умела работать коллективно, и не только на колхозных нивах, току, сенокосных угодьях, но и на своих огородах, делянках. (16)Большая и срочная работа объединяла всех — от старого до малого. (17)А какие помочи устраивали у нас, когда надо было поднять венцы нового дома, оштукатурить его, с любовью и желанием все стремились приблизить новоселье односельчанину.
(18)С грустной улыбкой вспоминаешь эти годы и, оглядываясь в день сегодняшний, с болью думаешь, как же много мы утратили, растеряли, уединившись по своим хаткам, квартиркам, углам, где порой и некому руку подать, и бескорыстную помощь предложить.
(По А. Бердниковой)