Все темы итогового сочинения с 2014 учебного года. Часть 1
Итоговое сочинение в России было введено в 2014 году. Оно стало обязательным для учащихся 11 классов и является одним из условий для допуска к государственной итоговой аттестации
❤️ Вторая часть тем по этой ссылке
2014-2015 учебный год
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
107. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
109. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству войной
201. Какой опыт даёт человеку война?
202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
203. Почему тема войны не уходит из литературы?
204. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.)
205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.
206. Произведение о войне, которое Вас взволновало.
207. Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий)
208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
209. Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
210. Война: преступление и подвиг.
211. Как влияет на сущность человека война?
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
305. Может ли природа помочь человеку понять себя?
306. Способна ли природа воспитывать человека?
307. Способна ли природа давать подсказки человеку?
308. Чему человек может научиться у природы?
309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
310. Почему картины зимы так интересны писателям?
311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
Спор поколений: вместе и врозь
401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
402. Роль родительского наставления в жизни человека.
403. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
Чем люди живы?
501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
502. Что важнее: любить или быть любимым?
503. Чем опасна свобода без ограничений?
504. Кого можно считать счастливым человеком?
505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
506. Чем опасно равнодушие?
507. Что такое взаимопонимание?
508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)
509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
511. Как Вы понимаете слово «долг»?
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
121. Произведение М.Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.
122. Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
123. Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
124. Какие проблемы общества, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, кажутся Вам актуальными? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
125. Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
126. Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
127. Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
128. Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
129. Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
130. Как связаны между собой эгоизм и одиночество? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
131. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству войной
221. Как на войне раскрывается характер человека?
222. Какие испытания несет человеку война?
223. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?
224. Каким бывает подвиг на войне?
225. Как человек приходит к ратному подвигу?
226. В чём сила фронтовой дружбы?
227. Как становятся героями на войне?
228. Есть ли место гуманизму на войне?
229. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
230. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим.
231. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
321. Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?
322. Почему тема времён года так интересна писателям?
323. Почему картины весны так интересны писателям?
324. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?
325. Почему картины осени так интересны писателям?
326. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?
327. Человек – хозяин природы или её часть?
328. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?
329. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.
330. Может ли общение с природой обогатить человека?
331. Почему общение с природой важно для человека?
Спор поколений: вместе и врозь
421. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
422. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?
423. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
425. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
426. Является ли вечным спор поколений?
427. Всегда ли ценны заветы отцов?
428. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
429. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
430. Трудно ли быть взрослым?
431. Какую роль в становлении личности может играть семья?
Чем люди живы?
521. Как Вы понимаете слово «честь»?
522. Как Вы понимаете слово «совесть»?
523. Что такое справедливость и милосердие?
524. Дружба в жизни человека.
525. Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?
526. «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица).
527. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
528. Ради чего стоит жить?
529. Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?
530. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
531. Почему человек решается идти наперекор судьбе?
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
141. Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
142. Что значит любить Родину? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
143. Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время…»? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
144. Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора. (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
145. Одиночество: желанное или мучительное? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
146. Что может противопоставить незаурядная личность пошлому миру? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
147. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
148. Произведение М.Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с друзьями.
149. Легко ли обрести подлинного друга? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
150. Какую опасность таит в себе индивидуализм? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
151. Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству войной
241. Произведение о войне, которое Вам запомнилось.
242. Война – проверка на мужество и человечность.
243. Горечь и величие военной победы.
244. Возможен ли мир без войн?
245. Что такое истинная храбрость на войне?
246. Почему война за Отечество сплачивает народ?
247. «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)
248. Что такое подвиг на войне?
249. Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?
250. Почему нам необходима память о войне?
251. В чём секрет популярности стихов и песен военных лет?
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
341. Что может дать человеку общение с природой?
342. Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
343. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?
344. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?
345. Почему тема весны так популярна у писателей?
346. Гармония природы и несовершенство человека.
347. Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
348. Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?
349. Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?
350. Почему в литературе так часто изображают море и горы?
351. Человек и природная стихия.
Спор поколений: вместе и врозь
441. Рождается ли истина в споре поколений?
442. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
443. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
444. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
447. Что значит быть взрослым?
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
450. Родители и дети: спор или диалог?
451. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
Чем люди живы?
541. Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие?
542. Грех и раскаяние в жизни человека.
543. Трудно или легко делать добро?
544. Что значит жить для людей?
545. Свобода и ответственность в жизни человека.
546. Может ли любовь нести человеку несчастье?
547. Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?
548. Понимать человека или управлять им?
549. Можно ли жить без цели?
550. Что вкладывается в понятие «счастье»?
551. Что делает человека подлинно счастливым?
2015-2016 учебный год
Время
101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105. Как судьба человека связана с историей народа?
106. Когда хочется остановить мгновение?
107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108. Может ли человек влиять на ход истории?
109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111. Какие вопросы называют «вечными»?
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
Дом
201. Что значит в жизни человека родительский дом?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204. Война и дом.
205. Дом – это место или люди?
206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209. Может ли человек прожить без Дома?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
213. Что в доме самое главное?
Любовь
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303. Что такое «любовь к жизни»?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
Путь
401. Что значит идти дорогой чести?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Год литературы
501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510. Какие произведения становятся классическими?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
Время
121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
123. Почему время называют лучшим лекарем?
124. Когда человек забывает о времени?
125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
126. Что такое нравственные уроки истории?
127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
130. Временное и вечное в нашей жизни.
131. Забвение прошлого губительно для человека?
132. Что такое «связь времён»?
Дом
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
223. Что такое чувство дома?
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека?
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
228. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
229. «Мой дом – моя крепость»?
230. Когда Дом нуждается в защите?
232. Когда жилище становится Домом?
233. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
Любовь
321. Требует ли любовь от человека работы над собой?
322. Опасен ли эгоизм для любви?
323. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
326. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
327. В чём проявляется любовь к Родине?
329. Когда любовь становится испытанием?
330. В чём проявляется любовь к жизни?
331. Любовь – это счастье или страдание?
332. Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
333. Помогает ли любовь понять себя?
Путь
421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
422. Почему важно осмысление пройденного пути?
424. Любовь как путь самопознания.
425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
428. Выбор пути как жизненная проблема.
429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
430. Каким путём человек идёт к самому себе?
431. Чем путешествия обогащают личность?
433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
Год литературы
522. Как история отражается в литературном произведении?
523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
529. Книга, которую я прочту своим детям.
530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?
Время
141. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
143. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?
144. Влияет ли прошлое на настоящее?
145. «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн)
147. Всё меняется или всё повторяется в этом мире?
148. Почему важно мудро распоряжаться своим временем?
149. Когда кончается детство?
150. Почему время называют драгоценным даром?
151. Какое влияние оказывает на человека историческое время?
152. «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский»)
153. Почему нельзя «убивать время»?
Дом
241. Когда дом становится местом встречи поколений?
242. Прав ли Александр Дюма, отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо…»?
243. Почему человек страшится бездомности?
246. Что такое «добрососедство»?
247. О чём может рассказать старый дом?
248. Дом – это место или состояние души?
249. Дом – это место, куда хочется возвращаться…
250. «Живите в доме – и не рухнет дом» (А. Тарковский)
251. Что входит в понятие «дом»?
252. Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе?
253. Почему, путешествуя, человек тоскует по дому?
Любовь
341. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»
342. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?
343. Способна ли любовь изменить человека?
344. Какую любовь можно назвать настоящей?
345. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
346. Всегда ли любовь делает человека счастливым?
349. Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?
350. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
351. Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?
352. Что такое самоотверженная любовь?
353. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
Путь
441. Что значит идти путём самосовершенствования?
442. Возможен ли жизненный путь без ошибок?
443. Путешествие – способ познания себя и мира.
444. Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
445. Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути?
446. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
448. Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
450. Какие цели важно ставить на жизненном пути?
451. Что может исказить жизненный путь человека?
452. Как характер человека влияет на его жизненный путь?
453. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Год литературы
541. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).
543. Какое место литература занимает в Вашей жизни?
544. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
545. Чего я жду от новой книги?
546. Книги моего детства.
547. Способна ли книга сделать человека лучше?
548. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)
549. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
550. Какие книги Вам особенно интересны?
552. Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
553. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
2016-2017 учебный год
Разум и чувство
101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
109. Когда разум и чувство борются в человеке?
110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Честь и бесчестие
201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
204. «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий).
205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
213. Какими качествами должен обладать человек чести?
Победа и поражение
302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
304. Что значит достойно пережить поражение?
305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
306. Всегда ли победа возвышает победителя?
307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
312. Только ли горечь несут человеку поражения?
313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
Опыт и ошибки
401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
407. В чём ценность исторического опыта?
408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
Дружба и вражда
501. Может ли дружба принести человеку разочарование?
503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
505. Почему человек стремится обрести друзей?
506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
508. В чём причины вражды между людьми?
509. Что разрушает дружбу?
510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
Разум и чувство
121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
124. Когда следовать чувствам неразумно?
126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?
129. Могут ли чувства быть истинными и ложными?
130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?
132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?
Честь и бесчестие
221. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
222. Можно ли считать честь предрассудком?
223. Может ли честь оказаться дороже жизни?
224. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
225. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?
226. Как связаны понятия чести и долга?
228. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
229. Кого можно назвать бесчестным человеком?
230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
231. Что такое честь?
233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
Победа и поражение
321. Легко ли быть победителем?
322. Когда поражение ценнее победы?
323. Чем можно пожертвовать ради победы?
325. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
327. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
328. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?
329. Как поражение может повлиять на человека?
330. Когда побеждённый достоин уважения?
331. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
332. Важно ли уметь признавать собственное поражение?
333. Что важно победить в самом себе?
Опыт и ошибки
421. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
425. Какой опыт важнее: собственный или чужой?
426. Чем читательский опыт отличается от жизненного?
427. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
428. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
429. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
430. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
431. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
432. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
433. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
Дружба и вражда
521. В чем причины вражды между народами?
522. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?
523. Может ли быть неравенство в дружбе?
524. Познается ли друг в радости?
525. Можно ли сохранить дружбу на годы?
526. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?
527. Можно ли дружить с эгоистом?
528. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?
530. Можно ли уважать врага?
532. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?
533. Чем различаются дружба и приятельство?
Разум и чувство
141. Можно ли выплёскивать чувства наружу?
142. Всегда ли следует доверять доводам разума?
143. Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?
145. Когда разум может оказаться сильнее чувств?
146. Достижима ли гармония чувства и разума?
147. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
148. Какую роль в жизни человека играют чувства?
149. Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?
151. Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?
152. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
153. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
Честь и бесчестие
241. Кого можно назвать человеком чести?
242. Актуально ли понятие чести для современного человека?
244 .Как Вы понимаете слово «честь»?
245. Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
246. Честь – это норма или принцип одиночек?
247. Что означает «идти дорогой чести?»
248. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
249. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
250. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
252. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?
253. Почему надо «беречь честь смолоду»?
Победа и поражение
341. В чём проявляется великодушие победителя?
343. Что значит победа над самим собой?
344. Когда поражение закаляет характер человека?
345. Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?
346. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
347. Можно ли прийти к победе, не испытав поражений?
349. Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?
350. Какой противник достоин уважения?
351. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
352. Когда нужно стремиться к победе любой ценой?
353. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
Опыт и ошибки
441. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
442. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
444. Почему важно уметь признавать свои ошибки?
446. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
447. Какие ошибки можно считать непоправимыми?
448. Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
449. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
450. Можно ли учиться на чужих ошибках?
451. Какие ошибки можно назвать ценными?
452. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
453. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
Дружба и вражда
541. Может ли дружба обернуться враждой?
542. Зачем человеку друзья?
543. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?
544. В чём разница между другом и приятелем?
545. Можно ли прожить без дружбы?
546. Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
547. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
548. Что может помешать дружбе?
551. Как отличить истинную дружбу от ложной?
552. В каких обстоятельствах проверяется дружба?
553. Что значит уметь дружить?
2017-2018 учебный год
Верность и измена
101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
102. Как и почему становятся изменниками?
104. Кого можно назвать верным другом?
106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
108. Что значит быть верным долгу?
109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
110. Можно ли изменить мечте?
111. Когда измену можно простить?
112. Какие причины могут привести человека к измене?
113. Могут ли быть оправдания у измены?
Равнодушие и отзывчивость
201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
202. Какого человека называют отзывчивым?
203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208. Равнодушие – вина человека или его беда?
209. Когда равнодушие бывает показным?
210. Чем опасно равнодушие?
211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
Цели и средства
303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
304. Какие цели в жизни можно считать главными?
305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
310. Какого человека называют целеустремленным?
311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
313. В чём разница между целью и мечтой?
Смелость и трусость
401. Что помогает человеку стать смелым?
402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
403. Чем смелость отличается от безрассудства?
404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
409. Как связаны трусость и слабость?
411. Что помогает человеку преодолеть страх?
412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
Человек и общество
502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
506. Может ли человек ставить себя выше общества?
507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
511. Конфликт поколений как общественная проблема.
512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
Верность и измена
121. Надо ли хранить верность традициям?
122. Всегда ли измена своим убеждениям – это измена самому себе?
124. Измена близкого человека как горький жизненный опыт.
125. Согласны ли Вы с мыслью, что предательство и измена – проявления слабости?
126. Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?
127. Согласны ли Вы с утверждением О. де Бальзака: «Благородное сердце не может быть неверным»?
128. Почему предательство обычно ищет для себя оправданий?
129. Ценности, которым изменить нельзя.
131. Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
132. Как связаны ложь и измена?
133. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
Равнодушие и отзывчивость
221. В чём различие между равнодушием и спокойствием?
222. Как связаны между собой равнодушие и жестокость?
223. Равнодушие как путь к одиночеству.
224. Когда равнодушие может стать преступлением?
226. Какие профессии немыслимы без отзывчивости?
227. Каковы причины человеческого равнодушия?
228. Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?
229. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Эгоизм умерщвляет великодушие»?
230. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?
232. Как бороться с человеческим равнодушием?
233. Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека?
Цели и средства
321. Может ли достижение заветной цели привести человека к разочарованию?
322. Каково Ваше отношение к выражению «цель оправдывает средства»?
323. Все ли средства хороши для достижения цели?
324. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?
325. Важно ли осмысливать свои жизненные цели?
326. Какую роль в достижении целей играет чтение книг?
328. Нужны ли в жизни человека недостижимые цели?
329. Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?
331. Какие жизненные цели Вы считаете ложными?
332. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
333. Какие цели могут стать смыслом жизни?
Смелость и трусость
421. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?
422. Нужна ли смелость в мирной жизни?
423. Смелыми рождаются или становятся?
424. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
425. Как смелость может проявиться в творчестве?
426. Что такое истинная храбрость на войне?
427. Почему смелость часто связывают с «силой духа»?
430. Кого называют трусом?
431. Почему трусом быть стыдно?
432. Какую смелость можно назвать безрассудной?
433. Почему трусость связывают с бесчестием?
Человек и общество
521. Всегда ли общество ценит достойных людей?
522. Может ли один человек изменить общество?
524. Что такое репутация человека в обществе?
525. Когда человек становится личностью?
527. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
528. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
529. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?
530. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными»?
531. В чём состоят обязанности человека перед обществом?
532. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
533. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
149. «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности.
247. Почему люди высоко ценят отзывчивость?
353. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
445. «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим» (Б.Ш. Окуджава)
552. Может ли человек полноценно жить вне общества?
108. Что значит быть верным долгу?
204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
310. Какого человека называют целеустремленным?
402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
149. «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности.
247. Почему люди высоко ценят отзывчивость?
353. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества ― самоотдача, а не шумиха, не успех»?
445. «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим» (Б.Ш. Окуджава)
552. Может ли человек полноценно жить вне общества?
151. Легко ли сохранить верность долгу в военное время?
246. Как изменится наша жизнь, если в людях исчезнет отзывчивость?
343. Зачем нужны цели в жизни?
451. Почему трусость связывают с бесчестием?
549. Возможна ли гармония между личностью и обществом?
2018-2019 учебный год
Отцы и дети
101. Когда родители могут гордиться детьми?
102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
111. Что такое мудрая родительская любовь?
113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
Мечта и реальность
202. Какую мечту можно назвать благородной?
203. Всегда ли мечта возвышает человека?
204. Как характеризует человека его мечта?
205. Может ли мечта изменить реальность?
207. Без чего любые мечты бесплодны?
208. Всякая ли мечта достойна человека?
209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
213. Что помогает мечтам сбываться?
Месть и великодушие
301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
302. Важно ли уметь прощать?
303. Как связаны великодушие и сострадание?
304. Какого человека называют великодушным?
305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
308. Почему месть не помогает искоренить зло?
309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
310. Почему желание мстить опустошает душу?
312. Опасна ли месть для самого мстителя?
313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
Искусство и ремесло
403. Почему нужно учиться понимать искусство?
404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
409. Как искусство помогает понять действительность?
410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
411. Что такое вечная тема в искусстве?
412. Какова роль искусства в жизни общества?
413. Какое искусство называют настоящим?
Доброта и жестокость
501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
503. В чём заключается сила доброты?
504. Как связаны между собой любовь и доброта?
505. В каких поступках человека проявляется доброта?
506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
508. Что значит быть добрым?
509. Почему жестокость разрушительна?
510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
513. Какие времена можно назвать жестокими?
Отцы и дети
121. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
122. Что может помешать полноценному диалогу людей разных поколений?
123. Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений?
124. Как Вы понимаете выражение «конфликт поколений»?
126. Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
127. Может ли старшее поколение понять младшее?
128. Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
129. Всегда ли разногласия отцов и детей приводят к конфликту?
130. Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений?
132. За что дети могут уважать своих родителей?
133. Почему «отцы» часто недовольны своими «детьми»?
Мечта и реальность
221. Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
223. Почему с возрастом меняются мечты человека?
224. Можно ли прожить без мечты?
225. Когда человек стремится убежать от реальности?
227. Когда мечты мешают человеку в жизни?
228. Почему нельзя постоянно жить только мечтами?
229. Согласны ли Вы с мыслью, что мечтать надо о великом?
230. Нужно ли бороться за свою мечту?
231. Что необходимо, чтобы мечты сбывались?
232. Какого человека можно назвать мечтателем?
233. Всегда ли мечта – это что-то высокое?
Месть и великодушие
321. Что такое великодушие?
322. Что мешает человеку проявлять великодушие?
323. Легко ли быть великодушным?
324. В чём проявляется великодушие?
325. Почему важно научиться прощать?
326. Как связаны великодушие и милосердие?
327. Возможно ли проявление великодушия в условиях войны?
329. Какие последствия могут быть у мести?
330. Что такое возмездие?
331. В чём может проявиться величие души?
333. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
Искусство и ремесло
421. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
422. Что значит служить искусству?
423. Должно ли искусство воспитывать людей?
424. Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться?
425. Чего лишены люди, равнодушные к искусству?
426. Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя?
427. Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение искусства?
429. Должен ли язык искусства быть понятен каждому?
430. Как влияют произведения искусства на внутренний мир человека?
431. Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
433. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
Доброта и жестокость
521. Какого человека можно назвать добрым?
522. Естественная ли потребность человека проявлять доброту?
525. Может ли доброта навредить?
526. Какие жизненные события могут научить доброте?
527. Добрым рождаются или становятся?
528. Может ли доброта победить жестокость?
529. Каковы могут быть причины жестоких поступков?
530. Может ли доброта противостоять жестокости?
531. «Добро должно быть с кулаками...» Так ли это?
532. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»?
533. В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»?
Отцы и дети
141. Почему нигилизм свойственен именно молодому поколению?
142. Какой должна быть родительская любовь?
144. Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей?
145. Чем полезен детям родительский опыт?
146. Чему «отцы» могут поучиться у «детей»?
147. Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»?
149. Почему отцам бывает сложно принять те правила, по которым живут дети?
150. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
151. Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей?
152. Почему «отцы» часто опасаются самостоятельности «детей»?
153. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
Мечта и реальность
241. Всегда ли неизбежен конфликт мечты и действительности?
242. Мечтательность – это достоинство или недостаток?
243. Когда и почему люди стремятся бежать от реальности?
244. Что сложнее: принять реальность или воплотить в жизнь мечту?
246. Помогают ли мечты в достижении жизненных целей?
247. Всегда ли воплощение мечты возвышает человека?
248. Как меняются мечты по мере взросления человека?
249. На что способен человек ради исполнения мечты?
250. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
252. О чём люди чаще всего мечтают?
253. Чем мечта отличается от фантазии?
Месть и великодушие
342. Что может мешать человеку простить другого?
343. Согласны ли Вы с тем, что месть только усугубляет конфликт?
344. Почему мстительность – это порок?
345. Можно ли заслужить прощение?
346. Почему эгоизм мешает быть великодушным?
347. Отчего человеку иногда трудно даётся прощение?
348. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?
349. В чём заблуждается мстительный человек?
350. Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?
352. Что значит поступить великодушно?
353. Согласны ли Вы с определением древнегреческого философа Демокрита: «Великодушие – кротко переносить чужую погрешность»?
Искусство и ремесло
442. Можно ли говорить о пользе искусства?
443. Как Вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?
444. Согласны ли Вы с высказыванием Л.Н. Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?
445. Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Б. Брехта: «Искусство требует знаний»?
446. Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
447. Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?
448. В чём заключается предназначение писателя?
449. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
450. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?
451. Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?
453. Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
Доброта и жестокость
541. Как противостоять жестокости?
542. Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?
543. Может ли стремление творить добро стать смыслом жизни человека?
545. Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»?
546. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
547. Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
548. Как связаны доброта и способность к состраданию?
550. Страдают ли жестокие люди?
551. Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?
552. Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
553. Оправдана ли жестокость военным временем?
Источник: ЕГЭ ОГЭ ВПР 2024-2025