Сочинение по тексту:
Дети во все времена стремятся найти в книгах, сказках, а сейчас в кинофильмах, комиксах, сериалах героев, которые становятся для них примером, своеобразной моделью поведения. Но далеко не всегда эти персонажи действительно обладают качествами, которым следует подражать. Над проблемой выбора такого героя, который поможет развить в современных детях лучшее, а не наоборот, задумывается В. Куделина.
Автор подчёркивает, что особую актуальность этот вопрос приобрёл именно сейчас, когда так популярны персонажи, подобные Человеку-пауку, Бэтмену, Супермену. Ведь они демонстрируют довольно опасную для формирующегося человека модель поведения. В. Куделина убедительно показывает это на примере Питера Паркера, не слишком удачливого молодого человека, который неожиданно приобретает сверхспособности, превратившись в человека-паука. Безусловно, он использует их во благо, но автора беспокоит другое: положительное ли влияние оказывает «вторая натура» Питера на него самого. «Новые способности делают его физически сильным и выносливым, но не дают ему внутренней силы», ведь сняв костюм, он вновь становится обычным человеком. Это же автор текста замечает и в других подобных современных героях — Бэтмене и Супермене, для которых костюм становится лишь маской. За ней «удобно прятаться от собственных неудач». В. Куделина противопоставляет им другого рода персонажей: Фродо из саги «Властелин Колец», Люка Скайуокера из «Звёздных войн», Нео из «Матрицы». Всех их объединяет то, что они, не обладая вначале исключительными способностями, в борьбе за добро и справедливость, опираясь на поддержку друзей и близких, действительно меняются, становясь подлинными героями.
Позиция автора чётко сформулирована в словах: «Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои!»
Трудно не согласиться с В. Куделиной, ведь действительно, выбирая героя для подражания, ребёнок невольно формирует свой характер, и взрослым нельзя не задумываться над тем, какие книги читают дети, какие черты может развить тот или иной персонаж. Нельзя сказать, что над этой проблемой размышляют только наши современники, в произведениях литературы прошлых веков о влиянии книг и их героев на формирование человека написано немало. Так, например, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина Татьяна Ларина многое почерпнула для себя из прочитанных ею сентиментальных романов, так любимых когда-то и её матерью. В них показаны герои, способные на глубокие чувства и самоотверженные поступки, любящие и страдающие. Именно эти качества органично соединились в Татьяне с миром русских народных образов из сказок няни, что позволило автору назвать её своим идеалом.
О значимости книг говорил и знаменитый автор песен, поэт и актёр второй половины XX века В.С. Высоцкий. В «Балладе о борьбе» он очень точно выразил эту мысль, рассказывая о том, как живётся не знавшим битв послевоенным «книжным детям». Взяв в пример прочитанное, они «на роли героев вводили себя», то есть учились бороться со злодеями, бескорыстно дружить и искренне любить. Вывод автора о том, как формируются лучшие качества в человеке, звучит в словах, ставших крылатыми: «Значит нужные книги ты в детстве читал!»
В заключение хочется подчеркнуть, что в наше время, когда информационное пространство просто перенасыщено разного рода персонажами из фильмов, комиксов, сериалов, ещё важнее становится задача помочь детям выбрать настоящих героев и дать им возможность прочитать «нужные книги».
Текст В. Куделиной:
(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке.
(2)Знаю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3)Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. (5)Но героями ли?
(6)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Питера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви невезёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он, благодаря стечению обстоятельств, превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный пример для подражания!
(14)Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, незаметным обывателем, которому не очень везёт. (15)Свою вторую натуру ему приходится скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то знает, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на тёмную сторону и становится черным Человеком-пауком. (18)Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...
(19)Давайте вспомним другие известные саги современности: «Властелина Колец», «Звёздные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовёшь.
(23)И не его одного. (24)Люка Скайуокера из «Звёздных войн», Нео из «Матрицы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мышей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это посильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали героями, которые спасали мир.
(29)Так же как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою. (30)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.
(32)Может, поэтому человек-паук и подобные ему персонажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось легко.
(33)Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых человек-паук — кумир, пример для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир...
(35)Какую жизненную модель будут они принимать за чистую монету? (36)Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, даётся просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как-то страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои!
(39)В одной из частей фильма «Человек-паук» тётя главного героя говорит о том, что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41)Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.
(По В. Куделиной)