Главная » Человек - высшая ценность. Сочинение ЕГЭ.
20:30

Человек - высшая ценность. Сочинение ЕГЭ.


Человек - высшая ценность. Сочинение по А. Солженицыну


Пишем вступление, определяем проблему

Во все времена говорится, что человек - высшая ценность, но бывает так, что он становится изгоем, когда его преследуют, отнимают у него свободу, а порой и жизнь. Проблему бесчеловечного отношения к личности в тоталитарном государстве ставит А. И. Солженицын. Почему обесценивается жизнь человека в стране, где полностью контролируется и общество,  и все аспекты жизни человека? Мне кажется, этот вопрос является главным в отрывке из книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Пишем комментарий, приводим два примера из теста

Почему именно этот вопрос представляется мне особенно значимым? Во-первых, здесь рассказывается о судьбе девочки, попавшей  в страшные условия сталинского ГУЛАГа. Но не только она, вся её семья страдает не за какие-то уголовные преступления, а за веру в Бога (предложение 3). Во-вторых, мы видим, что девочка, горячо любящая мать, свою семью, «стала политической»,  так как  не может не понимать того, что попирается свобода человека, свобода вероисповедания (предложения 6, 10), само право на жизнь: «И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха». Судили четырнадцатилетнюю! Пусть девочку не расстреляли, но жизнь ей сломали:  до восемнадцати лет она была в обычных лагерях, потом в особых. Два или три лагерных срока были у Зои Лещевой «за прямоту и язык».  Горько и иронично  звучат последние восклицательные предложения о стране, в которой «дети- хозяева коммунизма» преследуются  страной, «которая так любит своих детей»! 

Выявляем авторскую позицию

Мне  кажется, что именно в этих горьких восклицаниях и содержится авторское отношение к поставленной   проблеме: тоталитарное государство, в котором попираются права человека, - страшное зло, которого быть не должно! С этой точкой зрения невозможно не согласиться, в этом нас убеждает и история, и литература.

Примеры из истории (включи их в сочинение самостоятельно)

В 20-е гг. создается система лагерей (ГУЛАГ). В 1937-1938 гг. погибло большинство высших руководителей партии (Бухарин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др.) и армии (Тухачевский, Егоров, Уборевич и др.), сотни тысяч простых людей, окончательно укрепилась власть Сталина. Исполнители террора во главе с наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежовым были расстреляны, на них же списали вину за «перегибы».

4 миллиона крестьян были раскулачены. Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Примеры из литературы

1. Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»
2. Б. Васильев. «Завтра была война»
3. А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». "Один день Ивана Денисовича" связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но описания этого дня читателю достаточно для того, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, многое узнать о жизни заключенных, ужаснуться этой жизни. 
4. В. Шаламов. «Колымские рассказы» — первый сборник рассказов Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых  ГУЛага. Сборник создавался с 1954 по 1962 год, после возвращения Шаламова с Колымы. «Колымские рассказы» знакомят читателя с жизнью заключённых ГУЛАГа и являются художественным осмыслением всего   увиденного и пережитого Шаламовым за 17 лет проведённых им в заключении c 1929 г. по 1931 г. и Колыме (1937—1951)
 
Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту».
 
Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором обесценивается жизнь человека. Литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём — вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Лучшие люди, не потерявшие способность мыслить, уничтожаются, а остальные теряют связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. «Благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения. 

Текст  А. Солженицына


(1)Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. (2)Это вот как было. (3)Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. (4)А Зое было всего десять лет. (5)Взяли ее в детский дом (Ивановская область). (6)Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. (7)И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. (8)Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! (9)Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! (10)Борьба за крест продолжалась. (11)Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. (12)«У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. (13)Лучше буду политической, как вся семья».

(14)И она стала политической! (15)Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. (16)И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! (17)Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. (18)На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (19)(Малолетки любят спорт! (20)Важно только правильно их направить. (21)Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. (22)А надписи все появляются, и ребята хохочут. (23)Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.

 (24)Террористический акт! (25)Приехали гебисты. (26)Начались по всем их правилам допросы и угрозы: (27)«Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (28)(А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. (29)Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.

 (30)Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

(31)- Это сделала все я одна! (32)А на что другое годится голова папаши?

(33)И ее судили. (34)И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. (35)Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось.(36) И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). (37)До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. (38)За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

 (39)Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(40)Да здравствует наша веротерпимость!

(41)Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!

(42)Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 688 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 4.7/3