Главная » Проблема отношения к другим нациям и народам
14:03

Проблема отношения к другим нациям и народам


Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика  Д.С.Лихачёва.  Одна из самых актуальных в современном  обществе – проблема отношения к другим нациям и народам  - поднимается  публицистом  в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме,  автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое  искреннее недоумение  у рассказчика вызывает нежелание  собеседников воспринимать   проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои.    Не случайно  он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди   уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист  показывает, как «много ценного для ми­ровой культуры и науки»  даёт сотрудничество русских,  татар, мордвы, марийцев.  Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному  обмену  «научным опытом между народами».  Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь  другим народам - «это  есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Вывод, к которому приходит автор в ходе своего рассуждения, очень убедителен. Я также считаю, что проявление ксенофобии приводит к страшным последствиям, примеры которых знает История 20 века.

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной  повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя –подростка:  Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети  очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции»,   хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором  в людях ценятся умение понимать друг друга, верность,  грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым   лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии:  ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над  другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства  полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других  национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов  нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к  какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.


Текст Д. С.Лихачёва:


Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч. 

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше. 

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире! 

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги... 

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами. 

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 149 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/1