Главная » Проблема поиска смысла жизни. По Д. Гранину
18:07

Проблема поиска смысла жизни. По Д. Гранину


Сочинение по тексту:


Встречали вы когда-нибудь тех, кто на старости лет жалеет о прошедших впустую годах, несказанных словах, забытых друзьях, не  до конца понятой цели жизни? Как   прожить  отпущенное нам время так, чтобы вспоминать его   с радостью, а не с болью? Именно этот вопрос  задает читателю автор предложенного мне текста Д. Гранин, поднимая проблему смысла жизни. 

Анализируя эту философскую проблему, писатель сопоставляет жизнь растений и людей. Автор рассматривает годичные кольца дерева и прожитые   человеком годы, чтобы понять причины, по которым дерево проживает жизнь без пустот, а человек мечется, страдает, разочаровывается.   

Позиция Д. Гранина не является для меня загадкой. Я вижу   убежденность автора в том, что человеческий разум, как и годичные кольца дерева, хранят память о былых временах.   Д. Гранин советует читателям не придумывать новый смысл существования, а искать его у природы, ведь он  определен :  надо  просто жить всегда,    несмотря ни на что. 
Конечно, я согласна с мнением автора и думаю, что человек должен преодолевать любые трудности, не отчаиваться и наслаждаться простыми и тихими радостями. Мне знакомы такие люди -  принимающие жизнь со своими недостатками как дар,  чудо, осознавшие, что не стоит тратить жизнь на поиски смысла  нашего существования - нужно просто жить. 
Рассуждая на эту тему, я вспомнила произведение Л. Улицкой «Дочь Бухары». Героиня произведения - восточная женщина, прозванная  Бухарой - родила девочку с болезнью Дауна. Казалось, недуг  страшной бедой повис  над семьей девочки. Как по-разному воспринимают это    Бухара  и  ее муж . Меня поразило, что хрупкая, восточная женщина не отчаивается, а  видит смысл своей жизни в Миле, помогает ей адаптироваться в обществе и даже находит мужа. В то время как отец девочки Дмитрий Иванович  «зацикливается» на ее диагнозе,  не находит в себе сил преодолеть эту беду и  страх, бросает семью. Для меня это произведение является наглядным примером того, что жизнь следует воспринимать как путь  с ровными участками и  каменистыми  и просто идти по нему.  

Порою недостатки могут помочь развить достоинства, если только не сокрушаться о своих бедах, а бороться.  Такое произошло с героем повести В. Короленко «Слепой музыкант». Петр Попельский, лишенный зрения  от рождения, обладает тонким чувством музыки,  играет на фортепиано, но  воспринимает свою жизнь как наказание.  Мне кажется, эгоистичное и острое сознание личного горя мешало мальчику строить планы на молодую радостную жизнь.  Но Петр смог его преодолеть: несколько месяцев наполненного трудностями, нуждами  путешествия со слепыми, прошение милостыни и одиночество помогли мальчику забыть о своем недуге и  дали то, чего ему не хватало: цель жизни  и силу выстоять все испытания. 

В конце своего сочинения-рассуждения  бы хотела вспомнить слова известного русского писателя В.  Вересаева: «В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни». 


Текст Д. Гранина


(1) Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2) А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря может его сломать. (3) И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца. 

(4) Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5) Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6) Смешное детство! (7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8) Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9) А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний.. . (10) Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11) Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути. 

(12) Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13) А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14) В дереве не было впустую прожитых лет. (15) Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16) Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов) , но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки. 

(17) Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18) Кольца — это автобиография человека. (19) Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20) Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21) Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22) По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы… » 

(По Д. Гранину*) 


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 549 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 0.0/0