Борьба чувства и разума. Что это такое?
Чувство. Разум. Борьба. Не согласие, не примирение, не надежда найти компромисс. Пытается ли человек жить, не прислушиваясь к здравому смыслу, или, наоборот, руководствуясь только им, отказывается от чувств – и в том, и в другом случае это война с самим собой. К чему приведёт противоборство двух важнейших составляющих внутреннего мира человека? Позволит жить в согласии с самим собой и окружающими и, быть может, послужит источником силы, вдохновения или…? На этот вопрос я попытаюсь дать ответ в своей работе.
Е. Онегин и Г. Печорин, А. Болконский и П.Безухов, Мастер из романа М.Булгакова и безымянный персонаж рассказа И. Бунина «Солнечный удар» - в этом ряду героев, каждый из которых делал выбор между велениями разума или чувства, своё место занимает бывший студент Родион Раскольников. Можно подумать, что главный герой романа Ф.М. Достоевского действительно черпает силы в работе ума. Он создаёт теорию о двух разрядах людей, пишет статью о том, что «существуют такие лица», которым позволено переступить через чью-то кровь ради достижения важной цели, а остальные всего лишь «твари дрожащие»! Герой не останавливается на этом: он планирует и разрабатывает практическую проверку своей идеи, обдумывает каждую деталь готовящегося преступления. Но, перечитывая внутренние монологи Раскольникова до и после убийства, я понимаю, что не похож он на человека, нашедшего смысл жизни, разрешившего мучавшие вопросы, живущего в гармонии с собой и окружающими. Какие только чувства не вступают в противоречие с доводами рассудка! Им движет желание доказать свою принадлежность к избранным, но страх перед законом, боязнь, как писал критик В.Г. Белинский, «что открытие ужасной истины убьет его мать и заставит всех его друзей, начиная с его родной сестры, отшатнуться навсегда от погибшего и замаранного человека», изнуряет его.
Он плачет во сне от жестокости людей и жалости к забитой кляче, спасает от бесчестия незнакомую пьяненькую девочку, отдаёт последние деньги семье погибшего Мармеладова, а придя к Соне Мармеладовой, испытывает странное и болезненное желание обидеть её, задеть, уличить в чём-то. Раскол между эгоистичными, ничтожными, подлыми замыслами и высокими, благородными порывами приводит к тяжёлому душевному и физическому заболеванию - таков итог противоборства двух важнейших составляющих внутреннего мира героя Ф.М. Достоевского.
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» на первый взгляд не имеет ничего общего с историей, рассказанной
Ф.М. Достоевским. И госпожа Простакова - главное действующее лицо - не похожа на Родиона Раскольникова. Грубая, жестокая и несправедливая, она привлекла моё внимание вовсе не этими чертами. За бессердечным отношением к слугам, неуважением к мужу, трусостью, отсутствием воспитания вдруг открылась героиня, которую которая вызывает искреннее чувство жалости. Читая пьесу, начинаешь понимать, что все помыслы, поступки Простаковой продиктованы слепым материнским чувством обожания, стремлением заботиться о сыне, потакать его капризам и прихотям. Помните, как освобождает она
великовозрастного лентяя от учёбы под предлогом того, что «ученье так опасно для … головушки», как бросается на своего же брата, почувствовав в нём угрозу сыну, и пытается обманом и силой «заполучить» Софью в невестки. Конечно, г-жа Простакова, в силу собственной ограниченности, не могла бы определить уровень невежества сына, его глупости и неспособности к обучению. Но слова и поступки героини подчёркивают нежелание объективно оценить жестокость, агрессивность, неблагодарность великовозрастного недоросля и понять, что необходимы перемены. Всепоглощающее чувство материнского обожания выиграло войну с разумом, не оставив ему даже шанса изменить ситуацию. В результате в проигрыше сын, чьё имя «Митрофанушка» стало нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя, и жаль мать, ведь её любовь не помогла ребёнку стать лучше, умнее, сильнее, а привела к деградации.
Перелистывая мысленно страницы любимых и анализируя историю Родиона Раскольникова и произошедшее с г-жой Простаковой, я прихожу к пониманию того, насколько важно, чтобы чувства и разум, голос рассудка и порывы сердца не противоборствовали между собой. Руль и парус, две силы, две крайности, две конечности баланса – не важно, как метафорически называют важнейшие составляющие внутреннего мира человека, главное, чтобы они находились в гармоническом единстве, не были причиной внутреннего конфликта личности, позволили каждому из нас жить в согласии с самим собой и окружающими и, быть может, служили источником силы и вдохновения.