Направление: Доброта и жестокость
Тема: Что может сделать человека добрее?
Может ли человек стать добрее? Возможно ли развить, «увеличить» в себе доброту? Каким образом? На мой взгляд, не что-то, а кто-то может сделать человека добрее. И этот «кто-то» - сам человек. Если стараться отвечать на добро добром, не помнить обид, совершать поступки, в основе которых забота об окружающих, то можно стать добрее. Иными словами, в этом вопросе важно самовоспитание. За примерами обратимся к известным произведениям русских писателей.
Повесть В.Железникова «Чучело» - это непростая и очень жизненная история девочки Лены, взявшей на себя чужую вину. Подружившись с Димкой Сомовым, Лена видела в нём только хорошее: смелость, доброту к животным, заботливость. Но однажды Димка смалодушничал и выдал секрет одноклассников учительнице. Стремясь помочь другу, Лена объявляет, что это она рассказала Маргарите Ивановне о побеге в кино, и тогда класс объявляет ей бойкот. Начинаются страшные дни. Но мы видим, как в страданиях закаляется характер героини. Она начинает видеть в ином свете свои прежние поступки. Словно обнажается раненая душа: раньше она думала, что ребята весёлые – теперь понимает, что они злобно смеялись над ней и над её дедушкой. Ей стыдно: оказывается, она была со всеми заодно, предала дедушку, когда хохотала над прозвищем «Заплаточник». В финале повести уже не Лене, а Сомову объявляют бойкот, так как правда раскрылась. Но Ленка Бессольцева почему-то отказывается участвовать в возмездии. «Я была на костре», - говорит она. Выходит, испытания не озлобили её, а, напротив, сделали добрее - более отзывчивой, восприимчивой к чужой боли. Под влиянием Лены и Васильев решается не быть как все и отказывается участвовать в травле Сомова. Итак, стать добрее человек может сам или с помощью другого.
Об этом же говорит странник Лука из пьесы М.Горького «На дне». Он убеждён, что тюрьма и Сибирь не могут научить добру, а человек может. На страницах пьесы он представлен не в развитии, а как сформировавшаяся личность, но мы догадываемся, что в прошлом Луки было много испытаний и лишений. Не случайно он замечает о себе: «Мяли много, оттого и мягок». Перенесенные беды, однако, не ожесточили его, а научили сострадать, жалеть – иными словами, герой стал мягче, добрее к людям. В Сибири он пожалел воров, которые хотели залезть на дачу, и они, по его словам, оказались хорошими людьми. Каждому ночлежнику Лука находит слово утешения, даёт советы, позволяющие хотя бы на время отрешиться от жестокой реальности «дна». Он заявляет, что «и жуликов уважает», что вовремя человека пожалеть хорошо бывает. Эти истины он вынес, вероятно, из своего жизненного опыта, усвоил на практике. Таким образом, снова подтверждается мысль о том, что человек сам может сделать себя добрее.
Рассердившись на ближнего, обидев приятеля, не стоит ссылаться на жестокую действительность и тяжёлые времена. Человек может сохранить и взрастить в себе доброту! И мир станет добрее.
(435 слов)