Сочинение ЕГЭ-2026. Р. А. Дощинский. Вариант 2. Что показывает человеку природа? По тексту В. К. Арсеньева
Что показывает человеку природа? Именно этот вопрос интересует автора текста, известного русского путешественника и писателя В. К. Арсеньева. Учёный и географ считает, что даже «второстепенные кусочки жизни природы» показывают могущество и мудрость всего живого, из чего и складывается человеческая жизнь. Исследователь Дальнего Востока убеждён в том, что человек – всего лишь «мелкая песчинка в течении Жизни», поэтому каждый из нас должен «учиться мудрости у древней, могучей и великой Матушки-природы».
Раскрывая свою позицию, автор рассказывает об однообразном путешествии по уссурийской тайге и подчёркивает, что таёжное странствие будет необременительно, если целый день занят работой, только при этом условии можно победить скуку. Путешественники не могли быть равнодушными к красотам природы. Писатель отмечает, что «художники, ботаники или просто любители природы нашли бы здесь неистощимые материалы для своих наблюдении». Таким образом, природа открывает свою красоту, показывает своё могущество и величие тем, кто ставит перед собой определённую цель, а не просто является бездумным наблюдателем.
Писатель признаётся, что при всём разнообразии впечатлений, полученных им от путешествия по тайге, именно второстепенное и случайное запоминается сильнее всего. Так, рассказчик прекрасно запомнил «одну свою встречу с уссурийским бурундуком, который постоянно возвращался к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносил с собой». Наблюдая за действиями бурундука, писатель «вспомнил рассказы старого охотника Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года». Чтобы запасы не испортились, зверёк выносит их из норы наружу и сушит. Таким образом, этот незначительный эпизод запомнился герою как пример мудрости природы.
Оба примера связаны друг с другом с помощью детализации. В первом случае даётся общее понятие пользы наблюдений за природой, во втором – иллюстрируется общее положение на примере с бурундуком.
Позиция автора мне понятна и близка, и я полностью поддерживаю её. Действительно, природа может многому научить человека. Наблюдая за окружающим миром, мы можем совершать удивительные открытия, понять, как устроена вселенная и в чём смысл нашего существования.
Для подтверждения верности своей позиции приведу пример из рассказа М. М. Пришвина «Лесной ручей». Наблюдая за движением ручья в лесу ранней весной, следя за тем, как вода преодолевает препятствия, стремясь слиться с океаном, герой приходит к выводу, что жизнь – это постоянная борьба, а путь человека, как и путь ручья, требует усилий и веры в достижение цели.
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что природа показывает нам не только свою красоту, но и смысл существования. Наблюдая за окружающим миром, можно извлечь полезные нравственные уроки.
(1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. (З)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.
(6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной. (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами; если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
(12)Если идти по лесу, так сказать, без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями. (15)Вот и мы, несмотря на постигшую нас неудачу, не могли быть равнодушными к красотам природы. (16)Художники, ботаники или просто любители природы нашли бы здесь неистощимые материалы для своих наблюдений...
(17)Странно устроен человеческий мозг, (18)Из впечатлений целого дня, из множества разнородных явлений и тысячи предметов, которые всюду попадаются на глаза, что-нибудь одно, часто даже не главное, а случайное, второстепенное, запоминается сильнее, чем всё остальное! (19)Некоторые места, где у меня не было никаких приключений, я помню гораздо лучше, чем те, где что-нибудь случилось. (20)Почему-то запомнились одно дерево, которое ничем не отличалось от других деревьев, муравейник, пожелтевший лист, один вид мха. (21)Я думаю, что и сейчас мог бы нарисовать их подробно, со всеми деталями...
(22)Часто вспоминаю одну свою встречу с уссурийским бурундуком, который постоянно возвращался к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносил с собой. (23)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты; когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (24)Меня эта картина очень заинтересовала. (25)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (26)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (27)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (28)Но зачем? (29)Тогда я вспомнил рассказы старого охотника Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (30)А чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
(31)Чем же так зацепила меня эта встреча? (32)Почему запомнился этот, казалось бы, незначительный, такой неважный для человеческой жизни эпизод? (ЗЗ)Может быть, тем, что именно из таких второстепенных кусочков жизни природы, которая всем своим существованием показывает могущество и мудрость всего живого, и складывается человеческая жизнь? (34)Может быть, тем, что всякий раз, когда вступаешь в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство, похожее на робость перед этим могуществом и мудростью? (35)Ведь изначально первобытным человеком лес воспринимался как своего рода стихия, и немудрено, что даже туземцы, эти привычные лесные бродяги, прежде чем переступить границу, отделяющую их от людей и света, молятся богу и просят у него защиты от злых духов, населяющих лесные пустыни...
(36)Немного осталось на земле таких первобытных лесов! (37)Девственные леса в большей части нашей страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, берёзы и осины. (38)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось. (39)Лес начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несёт за собой цивилизация...
(40)А так хочется оставаться мелкой песчинкой в течении Жизни и учиться мудрости у древней, могучей и великой Матушки-природы...
По В. К. Арсеньеву