Сочинение ЕГЭ по тексту Ф. Искандера «Мы живем в век кризиса мировой совести…» Что такое совесть?
Проблема
©Что такое совесть? Это свойство человека, который поступает по-человечески, серьезно задумывается над своими словами и поступками, которому стыдно поступать плохо.
Вступление к комментарию
Искандер Ф. в своем публицистическом тексте проводит читателя через общие размышления о мировой совести, о совести отдельно взятого государства и отдельного человека. Для усиления торжественного звучания этого понятия автор использует многочисленные книжные слова – «порабощенные», «происхождение», «цивилизованности»; метафоры – «свойство души», «тормозов совести». Для яркого описания совести он находит особые эпитеты – «утонченной», «возмущенной».
Комментарий к проблеме. Первый пример
Писатель считает, что совесть появилась не вследствие эволюционных преобразований. Из опыта человечества автор делает вывод, что чаще побеждают бессовестные. Но, несмотря на это, совесть, по мнению писателя, - «высшее свойство человеческой души». Ф. Искандер не согласен, что совесть – архаический предрассудок и что она имеет классовый или расовый характер. Государства во главе с бессовестным правителем завоевывали другие народы, но властвовали недолго, потому что порабощенные люди начинали понимать, что надо защищать правильный порядок жизни.
От чего зависит честность? Может быть, от степени цивилизованности человека? Отрицая этот факт, автор приводит пример про абхазских старушек, живущих «по законам самой утонченной совести». Используя яркий эпитет «утонченный», он этим самым характеризует самих старушек.
Комментарий к проблеме. Второй пример
Автор предлагает представить мир без честности. Якобы все плохие поступки будут караться законом. Он уверен в необходимости совести и в том, что она нужна всегда. Без нее нельзя.
Можно ли воспитать совесть? Сначала писатель утверждает такую мысль: она дается от рождения. В теории воспитания автор сомневается, а вот практически – уверен, что да.
У редких людей нет совести. У большинства она все-таки выражена, пусть у многих – слабо. Дальше автор приводит пример с человеком со слабо выраженной честностью, который попадает в коллектив, где преобладают совестливые отношения. Не всегда у человека это получается, соблазнов много, но он вынужден поступать по совести.
Авторская позиция
Разговаривая с читателем о философско-нравственном понятии, писатель хочет пояснить ему свое понимание совести. Для оформления взаимопонимания с читателем автор использует вопросно-ответную форму.
Собственная позиция
Я согласна со всеми доводами автора. Примером совестливого поступка может быть случай из жизни И.И. Пущина. Сразу после поражения восстания декабристов к нему приехал его товарищ по лицею А.М. Горчаков. Он уговаривал Пущина уехать из Петербурга и предлагал заграничный паспорт, который привез ему. Но тот отказался, ответив, что бросать товарищей стыдно.
Заключительная часть сочинения
Итак, я думаю, что каждый должен стремиться быть совестливым. Это, конечно, трудно. Но от этого зависит наша дальнейшая жизнь, которая может превратиться в полнейший бесповоротный хаос.
Источник: vk.com